• Жизнь ФОМ

Ближний круг становится шире

ФОМ приглашает Партнеров присоединиться к аудитории новой ФОМ-Газеты

С октября прошлого года в нашей компании издается электронная газета для сотрудников и друзей ФОМа, которая так и называется «ФОМ-Газета». Это ежемесячное издание, рассказывающее о нашей жизни: о событиях, людях, профессии, о замыслах и мечтах. Мы рады пригласить в круг читателей ФОМ-Газеты людей, которые нам ближе всего – наших Партнеров, ведь со многими из вас нас связывают долгие годы успешного сотрудничества и настоящей дружбы. А с кем еще делиться новостями, как не с друзьями!

Над ФОМ-Газетой работает коллектив профессионалов из сферы медиа с большим журналистским, продюсерским и редакторским опытом. Коллеги присоединились к команде ФОМа в прошлом десятилетии и поначалу обеспечивали медийное сопровождение проектов в области социологии здравоохранения и заботы о здоровье. Затем были два пандемических года, когда сама жизнь превратилась в проект по заботе о здоровье, а работа ФОМа центрировалась вокруг Проекта коронаФОМ. И уже долгое время ФОМ трудно себе представить без медийной группы в нашем Департаменте общественных коммуникаций. Это уже неотъемлемая часть нашей корпоративной ДНК.

Команда ФОМ-Газеты

Михаил Володин, главный редактор, – заметная фигура в российском медиасообществе. В «нулевые» и «десятые» он работал в качестве ответственного редактора и руководителя проектов в ведущих отечественных издательских домах, выпускавших газеты и журналы, которые все мы держали в руках и с удовольствием читали. Михаил – соавтор вышедшей недавно книги, посвященной культурному феномену фильма «Брат».

Валентина Глянцева, пишущий редактор, – новостной журналист. Перед приходом в ФОМ около 10 лет работала в региональных и столичных новостных и деловых СМИ, а также делала корпоративные издания. В корпоративных коммуникациях ей больше всего нравится работать одновременно с людьми и со словами. Этот подход реализуется и в ФОМе.

Наталия Рябова, литературный редактор, – редактор с более чем 20-летним стажем. Работала в крупных издательских домах, в том числе общероссийских новостных СМИ, занималась вычиткой книг, журналов и новостных выпусков. По ее убеждению, в редактуре страшнее всего – однообразие, когда «глаз и мозг замыливаются» от однотипного материала, но ФОМ-Газете, как и ФОМу в целом, это не грозит.

Поле.ФОМ и ФОМ-Газета – дружественные издания. Иногда мы берем что-то у коллег и размещаем это у себя на страницах, иногда коллеги берут материалы, кажущиеся им заслуживающими внимания, у нас. Так что не удивляйтесь такому пересечению, хотя это скорее исключение, чем правило.

Собственно, на этом статью о запуске ФОМ-Газеты можно было бы и закончить, добавив абсолютно искреннее «прошу любить и жаловать». Но ФОМ не был бы ФОМом, Поле.ФОМ не было бы Поле.ФОМом, а Роман Бумагин не был бы Романом Бумагиным, если бы мы не ощущали острую необходимость рассказать о смысле всего этого. Почему возникла ФОМ-Газета, какую миссию она несет?

Начать следует издалека – с локдаунной весны 2020 года и перехода на удаленную работу. Вообще-то, дистанционка – огромный вызов для компаний. Теперь это уже хорошо видно. Да, есть бесспорные плюсы: возникает экономия времени за счет высвобождения времени на дорогу. Но наша жизнь явно не становится богаче от потери места, где проходила половина жизни. Раньше, когда люди ходили в присутственное место, в офис, и общались face-to-face, коммуникация была не только функциональной, не только по работе, но еще и фатической – она выступала своего рода смазкой для исправно работающего механизма функционального взаимодействия между сотрудниками. Люди, находясь в одном физическом пространстве и передвигаясь по нему, неизбежно сталкивались друг с другом. Сталкиваясь или проходя мимо, могли приятельски похлопать друг друга по плечу или сделать комплимент (в интергендерном общении):

– Привет, ты сегодня прекрасно выглядишь!

– Ой, спасибо!

И эта фатическая коммуникация играла в жизни компании незаметную, но важную роль – она скрепляла коллектив, прошивала его невидимым горизонтальными и диагональными связями по великому, просто несчетному и трудно поддающемуся рационализации и инвентаризации числу осей. Коллеги из совершенно разных отделов и служб могли вместе ходить на обед или в курилку, встречаться у метро и идти до работы или с работы, вызывать вместе такси или дожидаться автобуса или лифта. И везде всегда возникали смол-токи – разговоры и разговорчики. Такова наша природа, человек – животное социальное (с). Это никак не запрограммируешь, нельзя выпустить приказ по компании: «Слушай мою команду! Коллегам из отдела кадров срочно дружить со специалистами из IT-службы». Важность этой фатической коммуникации, этих спонтанных хаотических, броуновско-движенческих связей стала заметна, когда мы всё это в одночасье потеряли*, перейдя в разгар первой волны пандемии в дистанционный режим.

Так обычно в жизни и бывает. Возьмем, к примеру, воздух. Ты дышишь им и не замечаешь его. Он невидимый, и в нормальной ситуации кажется, что его особо-то и нет. (Если, конечно, ты не летишь со скоростью звука и соответствующим трением.) Но стоит тебе лишиться воздуха (в каком-нибудь душном помещении и др.) и ты каждой клеткой своего тела чувствуешь: «Чего-то не хватает!».

И в этот момент вся коммуникация стала функциональной. Все всем с тех пор звонят исключительно по делу. Конечно, по ходу обсуждения этого дела можно поговорить и о жизни. Немножко фатического все-таки остается и при дистанционке, но именно серьезное дело выступает законным поводом для звонка. Не имея такого повода, ты просто не позвонишь: а вдруг человек занят, ты же его физически не видишь.

На ум приходит такая аналогия: термиты прогрызают туннели в дереве. На дистанционке мы, как термиты, прогрызаем какое-то количество туннелей в направлении людей, которые по работе требуются нам чаще всего. И дальше все наше общение происходит в этих туннелях, как правило, один на один.

А вот элемента «пошутить», проходя мимо коллег из другого отдела, «рассказать анекдот» или просто «поделиться текущими рабочими проблемами или наоборот прорывами» не стало. Что делать? Можно ли эту поломку починить? И если да, то как?

Одно из направлений починки здесь – корпоративные события: день рождения компании, 8 Марта и др. На них все сотрудники стараются съезжаться в офис. И это, как не что иное, напоминает нам о том, что мы больше, чем сумма прогрызенных в дереве функциональных туннелей. Но такие в прямом смысле слова СоБытия случаются нечасто.

Второе решение – дистанционные собрания разных рабочих групп, включая общую еженедельную планерку. Такое в ФОМе практикуется и выполняет свою скрепляющую роль. Но почему бы не добавить еще чего-то?

В качестве дополнительного лекарства от атомизации и была задумана ФОМ-Газета. Ее глубинная философия такова.

Раз у нас теперь нет общего трехмерного физического пространства, пусть у нас будет общее символическое пространство, двухмерное – пространство печатного листа, в котором мы будем узнавать о том, что происходит «рядом», у коллег. А узнавая, что происходит у коллег, мы будем лучше понимать себя. Узнавая вектор рабочего движения коллег, ты лучше понимаешь общий вектор движения компании и свой собственный вектор движения. С этим приходит осознание важности твоего вклада в общее дело, а это наполняет работу смыслом и мотивирует. В конце концов так (вос)создается групповое «я», конструируется корпоративная идентичность.

Сначала ФОМ-Газета, несмотря на то что это открытый, публичный сайт, была рассчитана исключительно на внутреннюю аудиторию компании. Но видя, как хорошо она принимается сотрудниками, какие замечательные смыслы здесь звучат, какие эмоции они рождают, мы подумали, что ведь есть еще вокруг нас сообщество людей, которым ФОМ близок и, надеемся, приятен. И, наверное, если мы поделимся ссылкой на газету, которая рассказывает о нас, то точно не будет хуже. Это не обязывает никого заходить и читать постоянно. Но время от времени можно захаживать в это уютное виртуальное место и почитывать, и что-то интересное о нас узнавать. А чем лучше Партнеры знают друг друга, тем больше у них оснований для дружбы. Тем более эффективной будет наша дальнейшая совместная работа.

Вот теперь, пожалуй, я сказал главное. Итак, ФОМ-Газета: прошу любить и жаловать!

РОМАН БУМАГИН, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ПОЛЕ.ФОМ

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ