Kраш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии

Межрегиональная исследовательская группа

Аннотация

Этот аналитический доклад – итог исследования, проведенного межрегиональной исследовательской группой в мае-июне 2020 года. Языком цифр: 24 российские социологические компании, 109 опрошенных методами онлайн-фокус-групп и глубинных онлайн-интервью предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. Немаловажно, что большинство исследовательских компаний – участников проекта сами представляют сектор малого бизнеса и сами в момент исследования проходили через горнило первой волны пандемии.

В ходе одного из самых первых краш-тестов автомобилестроении в 1959 году было собрано столько информации, что на ее анализ ушло полгода. Исследования продолжились, и результатом стало появление привычных нам подголовников, подушек безопасности, ремней безопасности и специальных зон сминаемости кузова автомобиля. Но самый главный результат – спасенные, благодаря полученным знаниям, жизни людей. Исследователи малого бизнеса в 2020 году видели свою миссию в том, чтобы максимально подробно документировать момент катастрофы, чтобы полученные данные помогли спасению жизни малых предприятий в аналогичных ситуациях в будущем.

Обычно цель краш-тестов – смоделировать катастрофу. В данном случае исследователи имели дело с совершенно реальной катастрофой, масштаб которой еще предстоит оценить. Их целью было изучить уникальную и очень сложную, ситуацию в которой оказался малый бизнес. Введенные в ответ на эпидемию ограничения поставили значительную часть предпринимателей на грань выживания. Кто-то был вынужден закрыть свое дело, кто-то уйти в серую зону, кто-то «поставить бизнес на паузу», а кто-то радикально перестроиться, чтобы адаптироваться к новой нормальности.

Это исследование – про то, как предпринимательский дух проявляется в ситуации экзистенционального кризиса и подсказывает бизнесмену выбор правильной стратегии; про риск и ответственность, как непременную составляющую любого бизнеса. В исследовании также неизбежно возникает огромный пласт описаний среды, в которой действует и живет российский малый бизнес: его отношения с органами государственного управления, банковским сектором, конкурентами и клиентами. Обычно, это очень сложные и во многом абстрактные сущности, которые исследователю сложно «ухватить» и измерить. В данной же ситуации уникальный контекст кризиса придал им возможность проявиться в виде совершенно конкретных явлений. Они находят проявление в эмоциях, мыслях, описаниях взглядов и конкретных действий, которыми богаты материалы исследования. Каждая описанная респондентами история и ситуация уникальна, но накладывая их друг на друга, исследователи получают универсальные модели, стратегии, типы и поведенческие паттерны.

Доклад будет интересен экономистам, социологам, историкам, эпидемиологам, а также сотрудникам институтов развития и административных структур, ответственных за развитие малого бизнеса.

Автор: Коллектив авторов

Город: Москва

Издательство: ФОМ

Год: 2020

доклад в формате PDF 

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ