Президент ФОМа Александр Ослон подвел итоги года и рассказал, как 2020-й изменил принципы работы компании
Завершается 2020 год. Он был если не переломным, то как минимум необычным: мы все стали жить в новой реальности. Каким, на Ваш взгляд, этот год был для ФОМа?
Для ФОМа он начинался размеренно и спокойно: мы намеревались развивать тему «Забота о Здоровье» (ЗоЗ) с прицелом на проблему повышения рождаемости, то есть хотели повернуть не только на Заботу о Здоровье взрослых, но и детей, которые еще даже не родились.Однако в марте произошло главное событие года – началась пандемия коронавируса. ФОМ-офис опустел: сотрудники стали работать из дома на платформе MS Teams. Пришла новая – пандемическая – реальность! И она вместе со всеми технологиями удаленной работы была быстро обустроена, освоена и стала формой нашей работы и жизни. Одновременно появилось главное дело года – Проект коронаФОМ. Он начался с изучения того, как изменился образ жизни людей во время самоизоляции, поскольку мы не могли пройти мимо такого феномена. В этот проект вовлеклась практически вся компания, причем работы по нему шли наряду с масштабными работами для заказчиков. Казалось бы, это немыслимо – совмещать такие огромные объемы работ, но случился пандемический форс-мажор, образ жизни кардинально изменился – и немыслимое стало возможным.
Назовите, пожалуйста, топ-3 событий уходящего года в жизни ФОМа. Какие результаты позволяют Вам испытывать гордость, а над чем еще необходимо поработать?
Несомненно, первое место в топе делят работа над Проектом коронаФОМ и переход компании на «удаленку». Сюда можно добавить переключение ФОМа на телефонные опросы. Когда был введен режим самоизоляции, опросы face-to-face стали невозможными, поэтому ФОМ резко «переключился на телефон». Для нас это не было революцией, поскольку телефонные опросы проводились и до пандемии, но перевод всего поля в эту область был достаточно важным шагом. Второе место занимает подготовка книги «Социология пандемии», в которой найдут отражение результаты Проекта к-ФОМ. Каждая рабочая группа подготовила главу по своему направлению. И это большой труд, который может стать важным и полезным для многих категорий читателей. Однако это только верхушка айсберга, поскольку книга содержит множество ссылок в виде QR-кодов на большое количество дополнительных материалов.На третьем месте (но с претензией на первое) – новые особенности и качества нашего коллектива, новые грани, которые отшлифовала «удаленка». Она стерла границы между рабочими и нерабочими часами, между днем и ночью, между буднями и выходными. Работа идет 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Удивительно даже не то, как много удалось сделать и как быстро были освоены новые технологии (проведение интервью и онлайн-фокус-групп в удаленном режиме, ежедневный телефонный опрос фастФОМ с переменной анкетой и пр.), а то, что наш коллектив, перешедший в онлайн и ставший практически незримым, оказался способным на по-настоящему большие дела – с такой командой можно горы свернуть. Для меня это стало открытием и огромной радостью. Потому что в начале пандемии было ощущение, что мы отправились в трудный поход – и неизвестно, что ждет впереди. И вот спустя девять месяцев появилось ощущение, что мы идем по своей дороге и все будет нормально, по-новому нормально. Я горжусь сотрудниками, которые проделали огромную работу, горжусь Проектом коронаФОМ, у которого большое будущее, испытываю гордость за новые ФОМ-технологии, которые означают шаг вперед в нашей профессиональной деятельности. Но надо помнить, что это промежуточные итоги, поэтому нужно продолжать работать, но на новом уровне, на новой ступени.
ФОМ – это особый межпоколенческий дух, особое взаимодействие между сотрудниками и отделами. Как Вам кажется, удается ли сотрудникам сохранять это взаимодействие, работая в удаленном режиме? Можно ли передать эту атмосферу тем, кто был нанят на работу в этом году?
ФОМ привык к обновлениям. Почти за 30 лет его истории бывало всякое, хотя такого, как пандемия, конечно, не было. Поэтому нам еще предстоит научиться передавать ФОМ-культуру новым сотрудникам новыми способами. К счастью, у нас есть люди, которые заботятся о том, чтобы она сохранялась и обогащалась. Да, наши неформальные встречи перешли в онлайн, но они остались важными элементами, укрепляющими и сохраняющими ФОМ. Однако надежнее всего нас скрепляет работа: работа по заказам, по проектам, освоение новых технологий, разработка новых тем. Именно работа – та магнитная сила, которая скрепляет ФОМ и делает его целостной сущностью. Мне кажется, что в будущем формат удаленной работы сохранится, а ФОМ-офис приобретет черты клуба, куда сотрудники будут приходить, чтобы пообщаться. До пандемии существовала четкая граница между домом и работой, а сейчас она стерлась: работа пришла домой, дом стал продолжением офиса, поэтому для нормальной жизни клуб стал очень нужен.
В этом году ФОМ много чего делал впервые: впервые ушел на «удаленку», впервые открыл доступ к полным и детальным результатам опросов. Как Вы оцениваете этот опыт? И что в этом году впервые сделали Вы?
Обеспечение доступа к полным и детальным результатам опросов произошло не впервые, но впервые сделалось частью большого проекта и стало его особенностью. Несмотря на то что на данные не такой уж большой спрос, это был правильный шаг, имеющий значение для будущих поколений, когда интерес к этим данным вновь проявится. Думаю, они останутся актуальными и лет через 100. Что я сделал впервые? На протяжении последних 46 лет я каждый день, за редчайшими исключениями, ходил на работу. А в этом году случилось так, что туда ходить не нужно, то есть впервые за эти годы у меня радикально изменился образ жизни. В новом образе жизни есть и плюсы, и минусы. Плюсы в том, что все мои любимые мелочи рядом: книжки, тетрадки, ручки, коробочки – все под рукой. Под рукой оказались и сотрудники: переход в онлайн изменил коммуникацию – она стала мгновенной. Теперь, чтобы поговорить с человеком или даже несколькими людьми, не нужно назначать совещаний – достаточно нажать кнопку в MS Teams. И не нужно ждать – все со смартфонами почти все время в режиме онлайн. Еще один большой плюс – не надо тратить время на дорогу, поэтому я больше успеваю. Но главное – несмотря на то что я нахожусь дома, моя оперативность и доступность только возросли.Конечно, есть и минусы. Например, исчез привычный переход из одной среды в другую (из дома в офис), исчез распорядок (теперь я заканчиваю работать не по расписанию, а когда у меня не остается сил, и вновь начинаю работать, когда они появляются). Когда закончится пандемия, мы частично сохраним удаленный формат работы, но, конечно, будем встречаться и в офисе. Да, эти встречи будут более редкими, но более радостными.
Каковы цели, задачи, приоритеты для ФОМа на будущий год?
Сейчас возникает новая пандемическая реальность. Очевидно, что со всем человечеством в целом и каждым человеком в частности происходит нечто фундаментальное. Изменение образа жизни, возникающее как следствие пандемии, отражается на ценностях, установках, мечтах о будущем и т. д. В этом контексте интересно вновь обратиться к теме Заботы о Здоровье. Почему? До пандемии Забота о Здоровье была способом жить дольше и лучше, она имела во многом эгоцентрический характер. Сейчас она превращается из пути к благополучию в путь к выживанию, причем не только для себя, но и для близких. Сегодня Забота о Здоровье включает в себя не только здоровый образ жизни, но и гигиеническую настороженность, опаску, то есть немалый компонент самосохранения, а также заботу о самосохранении своих близких. Это совершенно новый феномен, достойный изучения.Кроме того, в конце года появилась новая тема – «Цифровая финансовая гигиена». Исследования будут посвящены кибермошенничеству, которое становится бичом цифрового общества. И теперь о здоровье финансовом заботиться нужно так же, как о здоровье телесном.
Что пожелаете команде и коллегам в новом году?
Во-первых, здоровья. Во-вторых, здоровья. И, в-третьих, здоровья. Остальное приложится.