Интервью с организаторами самых массовых российских онлайн-комьюнити для исследователей
Мы давно планировали запустить на Поле.ФОМ рубрику со ссылками на полезные сетевые ресурсы и сообщества, и вот, наконец, открываем её первым материалом. В стартовую подборку вошли самые крупные и известные в профессиональной среде сетевые проекты – Мануфактура «СОЦПОХ», Russian market research community и Pollster 2.0. С их основателями мы побеседовали об истории сообществ, аудитории и о том, какой вклад каждый проект вносит в развитие исследовательской отрасли.
Основатель: Дмитрий Рогозин, директор Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
«В 2011 году мы с большим десантом коллег – Павлом Степанцовым, Виктором Вахштайном и другими работали на «Архстоянии» (территория художников под Калугой, километров за 200 от Москвы). Проводили социологические наблюдения за происходящим: за зрителями, зеваками, устроителями (я про это даже статью написал, которая потом была издана в «Телескопе»).
Там было много разных чудаков: художников, дизайнеров, архитекторов. И там познакомился с командой российских архитекторов, которая называется «АрхНах», что расшифровывается как «Архитектурные находки». Я тогда подумал, что если у этих архитекторов есть «АрхНах», то у нас должен быть «СОЦПОХ» – «Социологические похождения», поскольку как-то плохо находиться в такой неравнозначной ситуации.
Так возник «СОЦПОХ» – как аллюзия на «АрхНах». Хотя слово «АрхНах» мне нравится больше, оно более «шуршащее», правильно отражающее непотребство внутри и вовне. «СОЦПОХ» – тоже неплохое название. Оно отпугивает морализаторов – тех, кто любит поучать и рассуждать о правильном и неправильном.
Идейные корни нашего сообщества упираются в замечательную концепцию методологического анархизма Пола Фейерабенда, которую можно описать простым словосочетанием – «позволено все». Ни в методе, ни в наблюдении нет правильных способов, нет мэтров, которые бы говорили тебе, что «такое социологическое исследование правильное, а ты неправильный, научись сначала». Меня больше всего коробит, когда говорят: «Почитай матчасть, а потом разговаривай со мной». С таким человеком не хочется разговаривать, хочется сразу выдать что-нибудь из лексикона «СОЦПОХа». Поэтому «СОЦПОХ», кроме того, что выступает аллюзией на аллитерирующую «АрхНах», является сообществом, в котором низвергаются любые авторитеты.
«СОЦПОХ» – это сообщество «монголов», которые нападают друг на друга, рубятся в смертельной борьбе, а потом идут пить пиво и смеяться друг над другом, поскольку над ними веет дух абсолютной свободы. А когда начинается пивное застолье – мы сидим и никого не называем мерзавцем или проходимцем. Но если что-то подобное происходит, то возникает естественный отбор на «СОЦПОХе». Те люди, которые начинают занимать ортодоксальную позицию, говоря, что с этим можно здороваться, а с этим нельзя, постепенно либо замолкают, либо уходят. Остаются те, я так надеюсь, кто с уважением относится к провозглашенному Полу Фейерабендом методическому и методологическому анархизму.
К огромному сожалению, несмотря на то что название расшифровывается как «Социологические похождения», и вообще эта история создавалась для людей, занимающихся социологией, подавляющее большинство из тех, кто там активно дискутирует, к социологии не имеют отношения. Это группа очень сильно тематически сместилась в сторону полстерства. И проблема не в людях, которые присутствуют в группе, а в том, что в нашей стране опросы общественного мнения называются социологическими опросами. Я с этим как-то поначалу боролся, потом смирился.
Политическая повестка – одна из центральных в «СОЦПОХе». Следующая за ней по популярности – методические дискуссии: точечные конкретные вопросы типа «как организовывать фокус-группу?». Очень многие с завидной регулярностью используют «СОЦПОХ» как некоторый «tool kit» – сообщество вопросов-ответов: «А вот здесь как это сделать?», «А к кому можно обратиться, что сделать вот здесь?» И это большое облако дискуссий, в том числе потому что, если кто-то говорит: «Обратись к этому», другой может тут же ответить, что к этому обращаться не надо, потому что он как-то не так все делает. И это хорошо, если возникает такая дискуссионная часть.
Третья повестка возникает гораздо реже – это обсуждение книг, статей или событий. Здесь я всегда прошу авторов (и сам этому правилу стараюсь следовать): анонсы должны создаваться так, чтобы они провоцировали дискуссию. Это постоянно проговаривается: «Ребята, у нас так мало мест, где мы можем открыто говорить друг другу неприятные вещи, обсуждать ошибки и заблуждения, а это очень важно в критической позиции, и при этом не опасаться, что испортятся отношения. Этому нужно всячески способствовать. Так что давайте на этой площадке».
«СОЦПОХ» – «комната грязи» в нашем дворце социологической науки. Давайте в этой «комнате» поливать друг друга грязью, но при этом не марать прекрасные диваны других «комнат» – все то, в чем мы с вами живем в нашей действительности».
Основатель: Борис Люкманов
«Все началось с моего дня рождения: в далеком уже 2013 году я решил пригласить на него в кабак своих знакомых по индустрии. И народ пришел. Обычно мы все в своих горшочках варимся, мало общаемся, вечно заняты, постоянно некогда, а тут неожиданно все вместе собрались. Это было как глоток свежего воздуха в душных московских буднях. И мы решили собираться почаще.
Для этого сначала я в Facebook создавал ивенты и писал: «Друзья, давайте пойдем туда-то!». Через некоторое время этот не совсем удобный способ общения закономерно эволюционировал в создание Facebook-группы, чтобы все сразу же видели сообщения. Я создал эту группу и буквально через месяц подумал: зачем нам ограничиваться только офлайн-встречами? Можно ведь сделать группу общей направленности – Market Research в России и общаться онлайн тоже. И дальше все пошло-поехало само собой.
Критерии отбора участников в группу простые, они связаны с включенностью кандидата в исследовательское сообщество. Так, если его пригласил кто-то из действующих участников группы, это в большинстве случае означает, что человек не случайный. Если в его профиле написано, что он работает в ресерче, что-то исследует, то это тоже говорящий факт. И так далее: если образование хотя бы относительно профильное, или, в конце концов, у нас есть общие друзья, значит, человек в теме.
Аудитория сообщества – в основном маркет-ресерчеры. То есть люди, которые работают в агентствах, занимаются исследованиями или работают на клиентской стороне, или на фрилансе. Кто-то просто данные обрабатывает, кто-то анкеты пишет, кто-то фокус-группы проводит.
Социологов очень мало, им больше интересна научная сторона вопроса. Мне же скучно всегда было, когда наука ради науки… Мой отец – профессор экономики, я всю жизнь наблюдал академическую среду. И мне все это немножко… скучновато, что ли. Мне ближе принцип «бери больше – кидай дальше», когда есть какой-то непосредственный, осязаемый выхлоп. Бывает, на том же «СОЦПОХе» какую-то диаграмму опубликуют – что-то распределилось так-то и так-то. Первый вопрос, который у меня возникает, когда я вижу такие вещи: а какие наши действия в связи с этим? Допустим, показана пессимистичная картина, в нашей жизни это часто встречается. А вот что надо делать, чтобы это исправить, ответа, увы, нет.
В нашем сообществе люди размещают массу объявлений: кому-то нужно сосватать фрилансера, у кого-то есть вакансии. Кому-то не хватает методологии, кто-то не знает, к кому обратиться с определенной задачей или ищет подрядчика, скажем, в Узбекистане. Такого контента примерно половина. Еще примерно четверть – информация о каких-то предстоящих событиях, например, вебинарах. В оставшуюся четверть сообщений попадает разное.
Например, дискуссии и расхождения по методологическим вопросам или, выражаясь интернет-языком, «срачи». Они тут происходят регулярно. Чаще всего, правда, они бывают дружескими и опять-таки с каким-то полезным выхлопом. Иногда бывает, что на свет вытаскивают недобросовестных клиентов или подрядчиков. Я помню, кто-то написал про компанию, которая вечно всех подрядчиков кидает, не платит. Другой участник тут же добавил, что у него тоже есть такой клиент, и пригрозил на следующий день, если тот не заплатит, назвать его в паблике. А на следующий день написал: «Заплатили!» Скорее всего, в той компании прочитали пост и решили, что лучше заплатить, чем информация о них здесь появится. Такова сила сообщества!
Сейчас в нем примерно 1800 человек. Конечно, нас всех, кто работает в ресерче, во много раз больше. Но многие исследователи просто не хотят вступать ни в какие онлайн-группы. И я их понимаю.
Периодически я пишу посты с предложениями о встрече. Где-то полгода назад предложил попробовать, раз уж карантин и пандемия, хоть в онлайн-режиме увидеться. Снова закрепилось. И с тех пор мы по пятницам регулярно «встречаемся» в Zoom’е. Однажды я одну-две пятницы пропустил, и пошли жалобы – люди соскучились по общению.
В целом, можно сказать, группа развивается по большей части сама по себе. С другой стороны, она при этом существует, живет, а значит, примерно такой формат и нужен людям. Если говорить о дальнейших планах. Во-первых, это клуб по четвергам, или «место встречи изменить нельзя». Вместо редких встреч по случаю наступающего Нового года или после очередной отраслевой выставки. Планируем начать встречаться ежемесячно, скажем, в первый четверг каждого месяца. Это прекрасная возможность для многих увидеть людей, с которыми ранее приходилось встречаться только виртуально, или вообще никак не приходилось, ведь на каждую встречу приходит как минимум четверть незнакомцев, многие из которых теперь стали близкими друзьями. Во-вторых, коллективные выезды-слеты в регионы. Подобный опыт у нас уже был, пора расширять и географию, и состав участников. В ближайших планах – Йошкар-Ола (апрель?), Астрахань (май), Красноярск (июнь или июль). И, конечно же, если кто-то поделится своими мыслями и идеями о том, что еще можно сделать, я тоже был бы благодарен. Мы бы с удовольствием обсудили бы все это с коллегами в самом сообществе, и в итоге что-нибудь изменили и улучшили».
Основатель: Олег Кормушин, руководитель исследовательской группы MIRACULUM
«В 2015 году мы посетили Грушинскую конференцию и заметили, что многие люди там практически не общались друг с другом. Общались, как правило, те, кто был давно знаком или уже много лет работал в отрасли. Были коллеги, в основном из регионов, которые вроде бы и хотели общаться, к кому-то подходили, но в результате все ограничивалось обменом визитками.
Но тем не менее, на конференции мы познакомились с некоторыми коллегами, которые либо были нашего возраста, либо занимались какой-то общей темой и имели похожие интересы, словом, с теми, с кем обнаружились общие темы для разговора. После конференции мы начали общаться в социальной сети «ВКонтакте», создали общий диалог. Эта коммуникация послужила стартом для нескольких проектов, которые развиваются и по сей день.
В 2016 году начало формироваться сообщество ПОЛСТЕРЫ.РФ (хотя само название появилось годом позже), его первыми участниками стали 12 региональных компаний. Сейчас, спустя пять лет, их уже 32. В сообществе оперативно обсуждаются профессиональные и рабочие вопросы, концентрируются важные темы, полезная информация и предложения или решения, выработанные в процессе обсуждения.
В 2018 году мы спросили коллег о том, какие плюсы они видят от участия в сообществе ПОЛСТЕРЫ.РФ, и вот, что они отвечали чаще всего: обмен опытом (42%); совместное решение вопросов с заказчиками, уверенность и поддержка (18%), новые знакомства и общение с коллегами из разных регионов (15%). Сообщество помогает участникам рынка вырабатывать и транслировать единую позицию для решения проблем, возникающих при реализации полевых исследовательских проектов.
Отдельным проектом можно назвать «чат регионалов» в социальной сети «ВКонтакте», в котором сейчас состоят почти 300 представителей региональных исследовательских компаний. А с июня 2020 года я развиваю новый проект – Telegram-чат и канал Pollster 2.0, в котором сейчас более 1100 участников.
Pollster 2.0 – это пространство для общения и профессиональной социализации, можно сказать, что здесь встречаются люди из разных исследовательских миров.
У нас довольно много UX-ресечеров. Это как будто отдельная вселенная рядом со вселенной классических ресечеров. Мне хотелось бы совместить эти вселенные, чтобы юиксеры знали, что мы тоже существуем, а мои коллеги – классические ресечеры, знали бы о специфике работы в современном UX. Сегодня складывается впечатление, что «наши миры» пока в каком-то смысле отстранены друг от друга. А профессиональное общение необходимо всем! Уверен, что именно такое простое и свободное общение будет всецело способствовать развитию отрасли исследований.
Меня радует и то, что к нам заходят студенты. Здесь они могут узнать что-то новое и важное для своего профессионального развития. У нас студенты могут увидеть, что собой представляет исследовательское сообщество, как устроен этот рынок, и уже решить, что делать дальше: куда пойти работать, какими проектами заняться.
Через этот чат, как через рупор, люди могут донести важную для них информацию: пригласить на свой тренинг, найти кандидата на должность или, наоборот, работу. Здесь публикуются тематические статьи, объявления о поиске подрядчиков и аутсорсеров. И я прикладывают усилия, чтобы такого полезного взаимодействия было больше – больше идей, инициатив, знаний, совместных проектов, которые станут для моих коллег реальной возможностью зарабатывать, профессионально расти и развиваться».