…Осень 1939 года. После соглашения с Германией, зафиксированного в секретном дополнительном протоколе к пакту о ненападении, советский диктатор Иосиф Сталин потребовал от правительства Финляндии отдать СССР районы, прилегающие к Ленинградской области, и обменяться районами Карелии. Руководство Суоми не пожелало пойти на уступки. 26 ноября произошёл Мáйнильский инцидент – артиллерийский обстрел группы советских военных на приграничном участке; по мнению советской стороны – финнами, по словам финнов – это была советская провокация. Предложение Финляндии провести совместное расследование и обоюдно отвести войска от границы не было принято советской стороной.
30 ноября началась Зимняя война – советские войска перешли границу, ВВС начали бомбить Хельсинки. Советский Союз был исключён из Лиги Наций, война продолжалась до 13 марта 1940 года. Несмотря на огромные потери советских войск, проиграла Финляндия, согласно мирному договору потерявшая Карельский перешеек, Выборг и Сортавалу, часть других территорий. Местное население переселили в Финляндию.
22 июня 1941 года началась «война-продолжение» – финские войска в течение нескольких месяцев заняли утраченные годом ранее районы. Вслед за войсками шли мирные жители, возвращавшиеся на малую родину. Им придётся покинуть эти земли снова уже в 1944 году, когда Финляндия вышла из войны…
О простых людях, ставших заложниками геополитических игрищ, рассказывает 19-минутный фильм «Мой дом – твой дом», снятый командой проекта ФОМ «Заповедник».
«19 сентября 1944 года было заключено перемирие между СССР и Финляндией. Победа СССР означала окончательную депортацию карельских финнов с их родной земли. На бывшие финские территории начали заселять крестьян из Центральной России, Поволжья и деревень, затопленных во время строительства Рыбинского водохранилища, – рассказывают создатели фильма. – Многим из переселенцев было трудно поверить, что это не чудо – людей встречали пустые уютные дома с хозяйством, мебелью, посудой и даже саунами. Тогда крестьяне беспокоились, что финны вот-вот вернуться и потребуют назад то, что им принадлежит. Только спустя 50 лет, после распада СССР, карельские финны снова смогли увидеть места, где прошло их детство».
Короткометражка повествует о финнах, которые после распада СССР стали приезжать в Карелию – навещать дома, покинутые в 1944-м. Они знакомятся с местными жителями, жарят сосиски, вспоминают, как жили вместе с русскими военнопленными. Фильм «Заповедника» – это размышление о том, что такое дом, и может ли государство оторвать человека от родной земли. В нём отражено, как в Карелии складываются отношения между старыми и новыми хозяевами хуторов, а также что стало с финскими церквями после советского периода.
Первый раз фильм показывали в Карелии сообществу «Лумиваара» – тем самым финнам, которые «целыми автобусами ездят посмотреть, где раньше жили, навестить срытые могилы предков». Следующий закрытый показ был в Петербурге во время III Форума полевых интервьюеров, он проходил в Анненкирхе – требующем реставрации лютеранском храме.
По словам руководителя группы обеспечения коммуникаций с полевыми Партнёрами ФОМ Романа Бумагина, фильм в рамках Форума полевых интервьюеров смотрелся «и тематически, и стилистически вполне органично»: «С одной стороны, коллеги из «Заповедника» презентовали результаты многомесячной работы в поле, итоги этнографических изысканий, в ходе которых, безусловно, приходилось в полной мере проявлять искусство задавать вопросы (по Садмену и Бредберну). И даже сверх того, ведь, формулируя вопрос, интервьюер должен был учитывать ещё и необходимость его перевода на финский язык. То же и с интерпретацией ответов. То есть формулировки должны были быть достаточно просты, чтобы избегать искажений, но, при этом, не излишне просты – чтобы само общение авторов фильма с его героями и итоговая история имели достаточную глубину. С другой стороны, первый день Форума полевых интервьюеров всегда удивляет участников какими-то необычными культурными событиями. Например, на прошлом Форуме в Томске первый день завершался посещением мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД». А специальный показ фильма «Мой дом – твой дом» в полуразрушенной протестантской церкви прекрасно гармонировал и с атмосферой города-хозяина Петербурга, и с представленной в фильме идеей покидания, запустения, отчуждения жилищ и мест обитания».
«Отчасти благодаря этой размытости символических границ между пространством фильма и пространством зрительного зала, он произвел сильное впечатление, – говорит Роман Бумагин. – Конечно, в гораздо большей степени это вызвано и самим содержанием картины. Мне показалось, что оно выстроено вокруг выделяемых Анной Вежбицкой ключевых концептов русской культуры: «судьба», «душа», «тоска», «дорога». Момент в фильме, где ныне 80-летняя бабушка рассказывает как её, 4-летнюю, взрослые на санках увозили в эвакуацию в Финляндию, и она лежала и смотрела в звёздное небо, навсегда прощаясь с родным домом, не скрою, вызвал слезу».
После Форума создатели фильма направились в Сортавалу – приграничный город, популярный среди финнов, посещающих бывшие земли своей страны.
«Были проблемы с пиаром, но договорились с библиотекой, которая располагается в бывшем здании финской гимназии, – вспоминают в «Заповеднике». – Директор библиотеки дала объявление в газету, распечатала афишу и наклеила на пластилин на стенде в центре города. Собралось порядка 30-40 зрителей (краеведы, общественники), которые общаются с финнами. Была дискуссия, в ходе которой некоторые нас ругали за космополитизм, а другие говорили о важности знакомства с «чужой» историей. О презентации фильма написали пару заметок в местной газете, но, к счастью, в положительном ключе».
Готовится презентация фильма и в Москве – 20 ноября в 19:30 в музее ГУЛАГа (1-й Самотёчный пер., 9 стр. 1 – м. Достоевская, Новослободская, Цветной бульвар). Впоследствии «Мой дом – твой дом» будет опубликован на сайте проекта.