Публикуемая ниже программная статья Александра Ослона является переработанным текстом его выступления в большом зале ФОМ перед сотрудниками, вовлеченными в проект РПР. Эта встреча стала важной вехой в проекте. Она прояснила место процедурно-документарной составляющей и идеи совместного развития и успеха в структуре РПР.
Когда заходит речь о нас и наших региональных Партнерах, у нас остается непроясненным вопрос «кто?». Кто наши Партнеры, в чем они видят смысл своей работы? В сложившейся за десятилетия модели отношений Партнеры следуют нашим запросам, требованиям, пожеланиям. Пока получается, что мы «московские начальники», а Партнеры – «провинциальные исполнители». Эта ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было более глубокой идеи дальнейшего сотрудничества.
Я неслучайно говорю не «региональные отделения», не «региональные исполнители», а именно «Партнеры». И когда пишу это слово, я всегда пишу его с большой буквы, так как это некоторое обозначение желаемой модели отношений.
Идентичность, смысл, мечта
На самом деле, если сказать, что наши Партнеры – это те, кто проводит опросы для заказчиков из Москвы и других регионов, то это будет большим упрощением. Что это за смысл жизни – опросы проводить?! Ходить, организовывать интервьюеров…
Может быть, для кого-то этого достаточно, а для кого-то есть гораздо более глубокие амбиции, желания, ориентации. Всё то, что я обычно объединяю в одно слово – «мечта». Какая у наших Партнеров мечта – кем они хотят быть? Это очень важное место, и ответа у меня пока нет. Возможно, если обратиться с этим вопросом к самим Партнерам, то они тоже окажутся в задумчивости. Мне кажется, что те, кто имеет амбиции, хотят заниматься не только опросами, но и исследованиями. Не только исследованиями, но и консалтингом. Не только консалтингом, но и влиянием. Это мои предположения.
Успех
С вопросом «кто?» и с понятием мечты тесно связано понятие успеха. Наверное, существует какое-то свое представление об успехе у каждого из наших Партнеров. У кого-то эта планка не очень высокая, а у кого-то – стратосферная. Вопрос о том, кто наши Партнеры, как они себя идентифицируют, открыт. У меня есть свое представление, с какими Партнерами хотелось бы иметь дело.
Понятие успеха мне представляется здесь очень важным. Я попытаюсь описать его своими словами и, по сути, спроецировать на Партнеров свое представление о ФОМ. Наверное, в каком-то смысле это правомерно, потому что мы коллеги и чаще всего много лет знакомы.
Во-первых, есть внутренние смыслы, через которые определяется успех. Это профессионализм, это самореализация, это удовлетворенность своей деятельностью, своей работой, своим трудом.
Во-вторых, есть внешние смыслы – это внешнее признание, это устойчивость, то есть возможность планировать далеко в перспективу, это влиятельность и, конечно, это зарабатываемые своим ремеслом деньги.
В социологии есть способ обозначения для всего этого. Это понятие капитала.
Есть капитал экономический. Это финансы и физические вещи, в нашем случае офисы, компьютеры, транспорт и так далее. Есть капитал человеческий. Это компетенции, мотивация, удовлетворенность сотрудников и коллег – тех, с кем работают наши Партнеры. Социальный капитал – это позиция в мире и доверие со стороны этого мира. Капитал административный – это то, что обычно раскрывается через слово «влиятельность». И капитал символический – репутация.
В понятии капитала, конечно, немало подводных камней, но, если говорить в этих терминах, то успех – это преумножение всех этих капиталов. Для кого-то важнее всего, чтобы люди были довольны. Для кого-то важнее деньги. Для кого-то важнее признание и влиятельность. Для кого-то важна репутация. Все эти капиталы, притом что они разные, легко конвертируются один в другой. Чем больше денег, тем больше возможностей добиться признания. Чем больше признания, тем больше влиятельность, чем больше влиятельности, тем больше компетентных сотрудников. Чем больше значимых работ сделано, тем выше репутация, и так далее. Это все разные стороны одной большой медали. Или даже ордена.
Исследовать самих себя
Но для того чтобы от этих абстрактных терминов перейти к конкретике, нам нужно, конечно же, обязательно попытаться изучить, услышать наших Партнеров. При этом, может быть, и нет готовых ответов. Может, кто-то задумается над вопросом «кто я?» впервые. Но нам как исследовательским компаниям будет полезно здесь исследовать самих себя. И может оказаться, что вопрос окажется даже важнее, чем ответ на него. Но в конечном итоге мы, конечно, придем к ответу.
К успеху – через развитие
Для того чтобы двигаться к Успеху, необходимо, чтобы происходило Развитие. Развитие и успех обычно произносятся как синонимы. На самом деле успех – это цель, то, что называется «терминальные, конечные ценности», это то, куда мы движемся. А развитие тоже очень важно. Это инструментальные ценности – то, как мы и наши Партнеры идем к нашим целям.
О каком развитии идет речь? Есть вещи, которые лежат на поверхности.
Процессы и процедуры. Первое, чем мы сейчас уже занимаемся, – это процесс. Мы пытаемся его рационализировать. С одной стороны, это нужно, чтобы работать в соответствии с законами и правилами, современными стандартами, чтобы никакие внешние инстанции не могли предъявлять какие-то претензии к нам и к нашим Партнерам. Это на первом месте по порядку. Не по важности, а по порядку. Это оказалось очень тяжело, сложно – и нам, и Партнерам, но мы по этому пути идем и довольно много шагов уже сделали. И теперь ясно уже всем нам, что это движение осмысленно, и в конечном счете мы придем к тому, чтобы поставить на достаточно рациональную основу наши основные процессы: запуск, проведение, завершение опросов, отчеты, учет затрат, принятие решений и т.д. Это то, с чего мы начали.
И здесь возникает дополнительный смысл работы с процессами и их совершенствования. Это эффективность процессов. Начав считать деньги, мы задумались над тем, чтобы эти деньги правильно расходовать. Не чтобы сэкономить, а чтобы они эффективно использовались. Чтобы было понятно, что, тратя деньги, мы получаем ровно то, что этих денег стоит, и платим за это не больше, но и не меньше некоторого наилучшего взаимоприемлемого значения.
Сюда же примыкает большая, начатая нами недавно работа под немного архаичным, но точным названием «Автоматизированная система управления, АСУ». Это первые шаги к автоматизации рутинных процессов, по созданию баз данных, упорядочиванию информации, которая циркулирует в наших взаимодействиях с Партнерами.
Правильно выстроенные процессы – это фундамент для развития и успеха. Это обеспечивает снятие каких-то принципиальных рисков. Необходимое условие, но недостаточное.
Методики и технологии. Второе направление, которое лежит на поверхности, – это направление, связанное с совершенствованием опросных технологий. Это проблемы выборки, это механизм интервью, это анализ данных, контроль данных, это переход на планшеты. И множество других технологических и методических вопросов. Без этих базовых направлений развития никакой успех невозможен. Это тоже то, что необходимо, но недостаточно для успеха, если под успехом понимать преумножение капиталов, о которых я говорил.
Люди: кадры и компетенции. И есть третий очень важный связанный с развитием момент. Это люди: кадры и их компетенции, обучение. Здесь пока что мы в ФОМе находимся во вчерашнем дне, никаких заметных движений пока сделали, хотя очевидно, что это очень важное направление, от которого многое зависит. Всё начинается с людей. И капитализация человеческой составляющей – это то, чем ФОМ мог бы быть полезен Партнерам. Инвестиции в этот капитал вернулись бы повышением качества совместной работы и ростом производительности.
Я считаю, что в принципе, если мы движемся по этим трем направлениям – процессы, технологии, кадры, то возникает ощущение, что мы движемся правильно. И это абсолютно необходимое ощущение, чтобы говорить о чем-то большем.
Поле.ФОМ
По мере того, как мы развиваемся, становимся более прозрачными, более эффективными, более оснащенными, более обученными, мы движемся по пути развития к успеху. Чтобы этот успех стал реальным, у нас должно быть общее «зачем». Мне кажется, у нас внутри ФОМ понимание этого «зачем» уже сформировалось.
И было бы правильно, чтобы это общее понимание распространилось и на наших Партнеров. И, конечно, наши кураторы и сотрудники полевого отдела, разговаривая с Партнерами, транслируют его. Это необходимо, но недостаточно.
Нужны дополнительные каналы коммуникации и специальные усилия для того, чтобы возникало общее понимание.
Понимание – это основа общей культуры. А общая культура является необходимым условием общего движения к успеху. Мы все соглашаемся, что надо делать это и это и по этим конкретным направлениями развиваться, накапливать необходимые капиталы.
И здесь возникает Поле.ФОМ – такое расширенное корпоративное средство информации. Для того чтобы мы могли информировать о себе, чтобы наши Партнеры могли информировать о себе, чтобы мы бы не только сверху вниз или снизу вверх, но и горизонтально, между собой, находили коммуникации. Коммуникации создают общую культуру, дают возможность распределения знаний, компетенций и, конечно же, дают возможность эффективно вместе работать. Общее понимание, общая культура, общее знание, общая компетенция – всё это нацелено на одно: вместе работать и становиться всё более успешными.
Содержание коммуникаций
О чем же мы можем и должны говорить на Поле.ФОМ? О том, о чем некогда поговорить в наших обычных повседневных взаимодействиях – о смысле, о мечте, о замыслах. Только вдумайтесь: если внутри наших офисов информация еще хоть как-то циркулирует, то о вещах, происходящих в жизни друг друга, мы чаще всего даже не догадываемся! По ходу наших рабочих контактов нет времени, нет повода для того, чтобы поговорить о смысле, о мечте. Часто ли мы говорим друг с другом о мечтах?
Но это не значит, что нет мечты. Просто мы думаем: «Ну ладно, сейчас некогда, потом поговорим». И это «потом» так и не наступает, так ничего и не происходит.
На самом деле, этим надо заниматься. Назначение Поле.ФОМ состоит в том, чтобы формулировать, побуждать людей формулировать, фиксировать и распространять смыслы. Смыслы – это синоним мечты. Смыслы – это ответ на вопрос, почему и зачем мы всё это делаем. И дальше, чтобы возникал постоянный поток информации о том, как мы всё это делаем: наши документы, наши системы, наши процессы, наши разработки, наши проекты, наши замыслы.
Самоисследования. Когда мы говорим «исследовать самих себя», мы не имеем в виду какой-то конкретный метод или подход. Эти исследования могут быть опросными или контентными, этнографическими или психометрическими – любыми. Главное, чтобы они давали приращение знания друг о друге.
Ведь смысл любого исследования не в том, чтобы данные собрать и цифры посчитать, хоть это и занимает большую часть времени. Смысл исследования состоит в том, чтобы рассказать историю, способную вызвать эмоцию.
Исследование Партнеров может быть и в виде задавания вопросов, причем не обязательно в анкете. Есть вопрос – опубликовали. Сам сайт Поле.ФОМ – это и есть своего рода анкета, постоянно действующая. Приглашаем всех этой анкетой пользоваться: и в качестве исследователей, и в качестве респондентов. Естественно, нас интересуют люди, не отвечающие чисто формально. Мы привыкли, что в стандартизированных интервью на выходе самое главное – распределение цифр. И история, которую мы потом рассказываем, основана на самих цифрах. Когда же речь идет о Партнерах, то каждый уникален, и задавание вопросов здесь имеет свою специфику, учитывающую эту уникальность.
Наши вопросы в исследованиях общественного мнения всегда вырывают человека из привычного для него контекста. А работа с Партнерами состоит в том, чтобы понимать. Поэтому нужно отправляться в гости и пожить на месте какое-то время, а потом рассказать получившуюся историю. Это такой антрополого-социологический подход. Надо друг к другу ездить. И рассказывать об этом.
Обратная связь. Еще одна немаловажная вещь, которую мы хотели бы исправить в нашей работе, – это обратная связь. Сейчас получается так: коллеги сдают нам свои данные, а что с ними происходит дальше, они уже не видят. Пытаются как-то обрывочно спрашивать об этом, им обрывочно отвечают. Картина неполная и неточная. Это неправильно. Другое дело – до сих пор не было канала, не было формата. Соответственно, не было и коммуникации. С появлением Поле.ФОМ, который выступит в качестве такого формата и канала, обратную связь во всех направлениях получится сделать систематической.
Поле.ФОМ: формат коммуникации
Сайт Поле.ФОМ – это механизм коммуникации. Множества оперативных, возникающих во времени коммуникаций.
Контент: газета и библиотека. Ядро сайта составляет то, что мы называем «Газета», где будет размещаться привязанная ко времени актуальная, представляющая всеобщий интерес, но постепенно устаревающая информация. Кроме того, на сайте будет публиковаться неустаревающая или медленно теряющая актуальность информация – документы, статьи с разъяснениями по каким-то ключевым вопросам и т.п. Этот контент будет размещаться в большом разделе «Библиотека».
Сообщество. Чтобы этот механизм был живым, не односторонним, важно, чтобы наши Партнеры включались в работу не только в качестве авторов и соавторов материалов, создаваемых по нашему запросу, но сами формировали этот запрос, формировали повестку дня. В последние годы ФОМ активно развивал технологии работы с сообществами (проект «КраудСпейс»). Мы же тоже сообщество! Накопленный опыт будет здесь полезен.
Школа. Чтобы взаимодействие в сообществе и в повседневной работе происходило продуктивно, нужно поднимать квалификацию участников. Нам нужна школа. Речь идет о развитии наших компетенций. Это самые разные компетенции: надо уметь рассказывать истории, надо уметь аргументировать-проповедовать-пропагандировать, но, самое главное, конечно, надо уметь делать свою работу.
Я возвращаюсь к теме правильных процессов и человеческого капитала. Эта школа должна, конечно, в первую очередь давать возможность повышать свой профессиональный уровень руководителям наших Партнерских организаций и сотрудникам. Есть разные профессии: есть люди, отвечающие за финансы, есть бригадиры, которые организуют работу интервьюеров, есть супервайзеры, которые занимаются подбором интервьюеров и сопутствующими вопросами. И, наконец, есть интервьюеры, которые тоже должны учиться.
Я немного перефразирую В.И. Ленина и скажу не «учиться, учиться и еще раз учиться», а «учиться и учить». Мы постараемся учиться и учить, и наши Партнеры могут учиться и учить. Кого? Всех, кому хочется учиться: нас, друг друга. То есть все могут передавать те знания, умения, методологию и прочее, которыми каждый из нас владеет и хочет овладеть. Нет студентов и профессоров – все одновременно и студенты, и профессора. Это главный лозунг современного образования. Но в нашем случае это однозначно! Другой формулы быть не может.
Вот эта школа также будет на сайте Поле.ФОМ. Это следующий шаг.
Итого. Есть газета и библиотека, затем есть сообщество и есть школа. Эти три ключевых момента – контент, общение и «учиться и учить» – позволят нам двигаться по дороге развития к успеху.
Как выглядит успех?
Конечно, мы как делали опросы, так и будем их делать. Просто будем делать их лучше, качественнее, чаще, больше и так далее. Это чисто количественная прибавка, ничего качественного здесь нет. К мечте это имеет отношение слабое, хотя, наверное, это означает, что будет больше денег. Что важно и нам, и нашим Партнерам. Но не только это.
Наши Партнеры, так или иначе, присутствуют на рынках. И имеют свои рыночные цели, хотят добиться более высоких рыночных позиций. Хотят, чтобы их знали, чтобы к ним приходили заказчики и клиенты. Некоторые хотят признания. Хотят, чтобы их приглашали бизнесы или региональные и федеральные власти на совещания, с тем, чтобы они там давали советы и таким образом рождались бы проекты, где они могли бы применить свои компетенции. Они хотели бы, наверное, консультировать, помогать, решать какие-то сложные задачи.
Точно так же это касается и нас. В этом смысле успех – это рыночный успех, который может наступить быстрее или быть больше, если Партнеры работают вместе с нами, а мы – с ними. Таким образом, мы создаем ценности для Партнеров и для себя, они создают ценности для нас и для себя.
Дальше. Могут возникать на региональном уровне идеи федерального масштаба. В общем-то, мы никогда не прислушивались к идеям, которые шли от наших Партнеров, не систематизировали их, не пытались сделать это каким-то постоянным делом.
Итак. Есть профессиональный успех, есть рыночный и есть репутационный. Это то, с чего я начал: это капиталы, которые могут преумножаться, накапливаться и конвертироваться один в другой.
И наконец, последний пункт – все это имеет такое же отношение к ФОМ, как и к нашим Партнерам. По всем этим направлениям я, говоря о развитии Партнеров, имею в виду и ФОМ. Для нас это очевидно.
Таким образом, мы вместе не только работаем и развиваемся, идем к успеху, но и лучше понимаем и себя, и друг друга. Это дорога с двусторонним движением. Это единый организм. Вот, к чему хотелось бы прийти.
Собственно говоря, это и есть центральная, возможно, невидимая сразу идея РПР. И то, что возникло по поводу и с поверхностного взгляда как проблема налогов и финансового учета, на самом деле абсолютно фундаментальная и глубокая проблема и имеет к нашему существованию прямое отношение.
Если мы сумеем это сделать, то мы станем лучше. Глубинный, базовый смысл РПР – улучшить других, чтоб улучшиться самим. И это касается не только ФОМ по отношению к Партнерам, но и Партнеров по отношению к нам. Улучшайте нас, чтобы улучшить себя.
И, конечно, как всегда, есть высокие цели, а есть реализация. Надо трезво к этому относиться. Но даже если получится сделать хотя бы часть задуманного, это уже приблизит всех нас к Успеху. Видеть большую цель, большую мечту, начиная что-то большое, необходимо.