Больше 450 зрителей собрала онлайн-презентация результатов исследования о перспективах трансформации поведения людей после пандемии
Редкие отраслевые мероприятия, тем более происходящие онлайн, могут похвастаться аудиторией в несколько сотен человек. Поэтому вполне справедливо можно сказать, что презентация результатов инициативного исследования «Новый дивный мир», организованного московской исследовательской компанией «Радость понимания» и Ассоциацией «Группа 7/89», вызвала настоящий ажиотаж. В отдельные моменты трансляции, состоявшейся 30 апреля в сервисе ZOOM, на презентации единовременно присутствовали больше 450 человек.
Чтобы понять, как изменится поведение людей под влиянием эпидемии COVID-19 и режима самоизоляции, исследователи провели онлайн-фокус-группы и глубинные интервью (тоже онлайн) в 11 городах России и столице Белоруссии. Исследование охватило широкий спектр тем от финансового и потребительского поведения до трансформаций идентичности и базовых жизненных принципов.
Однако не только результаты, но и организация проекта заслуживает внимания. В нем приняли участие 12 авторитетных исследовательских компаний из разных регионов. При этом «Дивный новый мир» полностью инициативный проект, не имеющий закзачика.
Поле.ФОМ приводит фрагменты выступлений руководителя компании «Радость понимания» Александра Новикова и президента Фонда социальных исследований Владимира Звоновского, где спикеры рассказывают о ключевых темах и выводах исследования.
Александр Новиков, генеральный директор, ИК РАДОСТЬ ПОНИМАНИЯ, Москва
«Все переговоры о старте этого проекта длились, наверное, минуты три. И я очень благодарен исследователям, которые откликнулись и приняли участие в этой работе, «обиды не страшась, не требуя венца, но и глупца не оспоривая». Мне очень приятно, что наша индустрия так легко и искренне отозвалась, и мы вместе сделали проект, который, мне кажется, нужен и интересен. Я хочу подчеркнуть, что у нас не было какого-то заказчика, каждая компания от Владивостока до Минска работала по своей инициативе и своими силами.
В нашем исследовании мы пытались понять, как люди чувствуют себя в сложившейся из-за коронавируса ситуации, как они адаптируются к ней, как видят будущие изменения и свои перспективы. Всего мы провели 25 фокус-групп и 20 глубинных интервью. Мы говорили и с молодыми людьми от 18 лет, и с пенсионерами. С людьми, которые продолжают работать, и теми, кто потерял работу. С теми, кто работает в бюджетной сфере, и теми, кто в небюджетной. С людьми, которые работают удаленно и теми, кто работает в обычном режиме. С продавцами, таксистами, сотрудниками производств. Мы говорили с самозанятыми, наемными работниками в коммерческой сфере, с владельцами бизнесов, одинокими родителями с большим количеством детей. То есть, у нас очень широкий горизонт наблюдений за тем, что происходит в нашей стране. И нам очень хотелось понять и услышать этих людей».
1/6
«По-моему, исследование началось с 9 апреля. Режим изоляции уже объявили, но в разных городах он имел разную интенсивность. И уже тогда мы фиксировали динамику настроений. В самом начале исследования мы видели надежду людей, что скоро всё кончится и серьёзных проблем удастся избежать. Постепенно, с развитием пандемии мы видели, как к людям приходит осознание происходящего. От группы к группе мы наблюдали как растёт уровень стресса и страха, а потом появляется усталость.
Прежде чем перейти к основным итогам исследования, я бы хотел зафиксировать четыре наиболее важных для нас темы.
Первая — обновление и возникновение полностью новых идентичностей, трансформация представлений людей о себе, очень важно сейчас изучать эти процессы. Вторая тема — это всё, что касется границ на всех уровнях: личностном, этическом, географическом, на уровне будущих сегментаций и пр. Представления о них меняются, границы смещаются, и люди болезненно воспринимают этот процесс. Третья — переосмысление очень популярных идей и концептов, таких как «экономика невладения» или история о том, что «мы можем все, если захотим». Эти очень важные, популярные концепты сейчас будут претерпевать серьезные изменения, будет меняться отношение к ним. И четвёртая тема — возрождение некоторых идей, которые казались архаичными».
1/20
Владимир Звоновский, президент ФОНДА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВНИЙ, Самара
«Наш проект посвящен адаптации разных социальных групп к тем ситуациям, в которых они находятся в связи с коронавирусом. И когда мы общались с участниками исследования, обнаружилась некоторая двойственность этой адаптации. На самом деле, их две. Первая — адаптация к ситуации карантина, ситуации самоизоляции. Люди отказываются более или менее добровольно от социального взаимодействия. Да, они разговаривают по телефону, общаются по «зумам» и «скайпам». Но нужно понимать, что тактильное взаимодействие, которого они сейчас лишены, тоже очень важно.
И речь не просто о том, чтобы похлопать друг друга по плечу. Каждый из нас знает, что взгляды и жесты являются значимыми элементами социального взаимодействия. Я преподаватель и могу дистанционно рассказать своим студентам о том, как проводить социологические опросы. Но я плохо понимаю, как по Скайпу, например, хирурги будут учить студентов. То есть, целый ряд социальных взаимодействий, которые носят тактильный, контактный характер, нельзя осуществить с помощью доступных нам средств онлайн-коммуникации.
Так вот, этот первый тип адаптации людям не нравится, они не хотели бы так жить. «Надо продержаться» — распространённый настрой по отношению к режиму изоляции. Неделю, две, три недели, месяц. Но люди не готовы стать каким-то другим биологическим видом, потому что нам, как я уже сказал, свойственно телесное взаимодействие.
Однако участники исследования хотят адаптироваться к ситуации, которая возникнет, когда карантин закончится. Что там будет — никто не знает, и никто не может сказать. Никто не может объяснить, что будет, когда мы выйдем из дома. Что будет с экономикой, что будет с общественным транспортом, с самолетами, поездами, рамками. Людей это сильно раздражает. И ответственность за такую неопределённость во многом возлагается на власть.
Следующий аспект, на котором я хотел остановиться, — динамика процессов адаптации. Она очень высокая. На первой неделе люди воспринимали самоизоляцию как каникулы: возможность побыть с детьми, вымыть окна, вымыть окна второй раз, вымыть окна третий раз, что-то приготовить. На следующей неделе этот режим уже вызывал значительное напряжение. Люди захотели выйти из дома, захотели живого общения.
Если смотреть данные количественных исследований, на первой неделе или даже в докарантинный период наиболее благополучно себя ощущала молодёжь. На второй-третьей неделе «центр благополучия» уже сместился выше возраста 30 лет. А потом постепенно вовсе ушёл из молодёжных групп. Сегодня более благополучно, по сравнению с остальными возрастными группами, чувствует себя старшее поколение.
Если раньше, опять же, в первые волны количественных исследований, более благополучно чувствовали себя студенты, неработающая часть населения, то сегодня полюс благополучия движется в сторону квалифицированных рабочих, военнослужащих, работников силовых органов. В некоторых тенденциях заметны «качели». Так, одну неделю государственный сектор экономики чувствует себя лучше, а другую неделю чувствует себя лучше частный сектор экономики.
Понятное дело, что группы со средним и высоким доходом чувствуют себя лучше, чем низкодоходные. Понятно, что люди с высшим образованием себя чувствуют себя лучше, чем с невысоким образованием, это не меняется. И пока практически не меняется восприятие своего положения жителями Москвы. Мы слышим от москвичей, что ситуация с передвижением по городу очень тяжелая, тяжелая ситуация и с заболеваемостью. Но при этом жители столицы чувствуют себя заметно лучше жителей других регионов страны. В данный момент. Всё может быстро меняться.
Когда мы пытаемся сравнить текущий кризис с другими похожими масштабными событиями в человеческой истории, мы понимаем, насколько он уникален. Люди в значительной степени привыкли к тому, что вся окружающая их повседневность рукотворна. Все, что происходит — происходит по чьей-то воле, какому-то плану. Государства, нескольких государств и чьей-то ещё. И нужно понять этот план, согласиться с ним, либо противодействовать ему.
И тут оказалось, что развернувшаяся эпидемия, имеет, скорее всего, природный характер. Она не рукотворна и не согласуется ни с какими планами. Мы ничего не можем с ней поделать и почти никак не можем повлиять на события. И это непривычно для повседневного массового сознания. В нашем исследовании мы видим, что это становится причиной фрустрации. Рядовой человек хочет, чтобы можно было этот кошмар просто выключить и вернуться к обычной жизни».
Полную версию презентации об итогах исследования «Новый дивный мир» можно скачать здесь. Больше исследований на тему коронавируса в нашем специальном проекте коронаФОМ.