• Истории

«Финповедение» сближает. Интервьюер из Екатеринбурга вышла замуж за респондента

Среди больших мониторинговых проектов ФОМ есть один, к которому у региональных Партнеров и штатных московских интервьюеров ФОМ сформировалось особое отношение из-за его «сложности». Речь идет о продолжающемся уже несколько лет и продленном еще на следующие три года (в декабре 2018 года ФОМ выиграл открытый тендер) проекте Центрального Банка Российской Федерации с длинным названием «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения». Оттого, что помимо ожиданий и настроений в анкете есть вопросы, касающиеся реального поведения респондентов, связанного с накоплением, сбережением, потреблением (т.е. с деньгами), и оттого, что заказчиком выступают монетарные власти, на полевом жаргоне проект именуется просто «Финансовое поведение» или «Финповедение», а на профессиональном диалекте интервьюеров – еще проще: «Финансуха».

qr-code
«Финповедение» сближает. Интервьюер из Екатеринбурга вышла замуж за респондента

Нелюбовь

Известно, что интервьюеры не жалуют анкету по «Финповедению». И можно догадаться, почему. При проектировании вопросника в него была заложена используемая экономистами и финансистами модель человека экономического, искателя выгоды. Эта модель, известная как REMM*, уже 50 лет вызывает критику ведущих социологов мира за излишнюю механистичность. Экономисты же справедливо возражают, что она является хорошим объясняющим и предсказательным инструментом. Для того чтобы максимально эффективно общаться с респондентом по анкете, разработанной для изучения человека экономического, интервьюеру нужно постараться представить перед собой идеально рационального робота, ходячий калькулятор, на каждом шагу максимизирующий выгоду и минимизирующий издержки. Более того, на время опроса неплохо бы и самому стать таким калькулятором.

REMM

(англ. resourceful evaluative maximizing model) – модель изобретательного, оценивающего, максимизирующего выгоду [человека]. Такой видят человеческую природу специалисты по экономической теории.

В российской культуре заложено пренебрежительное отношение к излишней экономии ресурсов. Наш человек живет с размахом. А как по-другому, когда полгода зима? Тут уж не до подсчета газа/угля/дров – топить, так топить! А еще лучше пусть за тебя топят другие. Центральное отопление! А ты, сколько скажут, столько и заплатишь. Какой уж тут искатель выгоды! Вон, что присылают интервьюеры ФОМ из Анадыря в апреле, когда в Москве уже набухают почки на деревьях.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Какая уж тут рациональность – гулять, так гулять! Тяжело интервьюерам, будучи самим такими людьми, идти к таким же людям и разговаривать о финансовых калькуляциях.

Отсюда гипотеза, что летом опрос с целью измерения инфляционных ожиданий и потребительских настроений должен протекать чуть лучше: у людей меньше непросчитывамых трат, меньше широких жестов, больше изобретательности и рациональности.

 

Нелюбовь?

Но, может быть, коллеги напрасно сгущают краски? Что является индикатором того, что интервью идет тяжело, идет как-то не так? То, что чаще происходят отказы, больше неответов, больше прерванных интервью, респондент спешит, нервничает, проявляет нетерпение. Что является индикатором того, что общение в процессе интервью идет как надо? Готовность респондента продолжать общение столько, сколько понадобится интервьюеру, готовность вежливо переспросить, уточнить непонятный вопрос или реплику и вообще доброе расположение к интервьюеру.

Если так всё нестройно с вопросником по «Финансовому поведению», то следует ожидать, что после не очень приятной беседы люди будут не очень тепло друг с другом прощаться с желанием никогда больше друг друга не видеть.

 

Любовь

Между тем, в прошлом феврале в Екатеринбурге произошел случай, совершенно не вписывающийся в эту пессимистичную схему.

Молодая девушка-интервьюер, проводившая опрос по «Финансовому поведению» постучала в квартиру, в которой проживал молодой человек, работающий в топливно-энергетическом комплексе. Они оба не были большими специалистами по финансам, но интервьюер соблюдала все необходимые инструкции по проведению этого опроса, и анкета была успешно заполнена. На этом аудиозапись интервью обрывается, но известно, что их общение продолжилось в тот день и после опроса – они пошли вместе прогуляться по городу.

Но и на этом все не закончилось. Их общение возобновилось на следующий день, и на день, следующий за следующим, и далее, и далее, и далее. Потом была прогулка на воздушном шаре над городом, потом респондент сделал интервьюеру предложение, и в октябре 2018 года респондент и интервьюер поженились. А дальше, надеемся, будет «и жили они долго и счастливо, и инфляция с девальвацией обошли их стороной».

 

Инструкции

Отсюда следует прозрачный вывод, что, если соблюдать инструкцию по проведению этого типа интервью, то общение протекает в доброжелательном и конструктивном ключе и завершается результативно.

Если кому-то эта история покажется слишком чудесной, а тот факт, что девушка-интервьюер смогла обратить на себя внимание, общаясь по анкете на тему «Финповедение» – сомнительным, то можно перепроверить всю информацию у одного из региональных Партнеров ФОМ в Екатеринбурге – компании «Маркетинг бюро» и ее руководителя Елены Жарковой. Как руководитель исследовательской компании Елена, с одной стороны, рада преумножению человеческого капитала в виде улучшения эмоционально-психологического состояния одного из своих сотрудников, но, с другой стороны, справедливо беспокоится, что в среднесрочной перспективе ей придется кем-то временно замещать успешно устроившего личную жизнь эффективного интервьюера.

А у вас в регионе бывали такие случаи, чтобы люди познакомились на опросе и в дальнейшем поженились? Расскажите об этом.

Лейла Васильева, Роман Бумагин. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд «Общественное мнение»