Дайджест о методах и результатах исследований
«Карта эмпатии» — инструмент для понимания потребностей клиента
«“Все еще стираете не тем, чем надо? Тогда мы идем к вам!” Сейчас бы это назвали пассивной агрессией. Можно сказать, что сейчас эмпатия — это общий тренд всех рекламных сообщений» - утверждает заместитель генерального директора агентства маркетинговых коммуникаций Motive agency & production Светлана Линтварева в статье о методе маркетинговых исследований под названием «Карта эмпатии».
Суть этого метода заключается в том, чтобы смотреть на клиента не просто как на потребителя продукции, но как на друга – человека которому мы сопереживаем и пытаемся понять детали его жизни, а значит сделать рекламное сообщение близким и понятным для него.
Специалисты утверждают, что такой способ особенно эффективен на первых стадиях развития продукта. Он позволяет избежать ситуацию, в которой владелец бизнеса думает о собственных потребностях больше, чем о нуждах клиента.
Основной задачей метода «Карт эмпатии» заключается получение «живого» образа представителя целевой аудитории для построения эффективной коммуникации с будущим клиентом. Автор этого способа — Дейв Грей, который создал методику мозговых штурмов «Геймшторминг».
Для выстраивания системы понимания потребностей, нужд и опасений клиента Грей предлагает нарисовать схему, состоящую из разных блоков. В центр данной схемы помещается определение ядра целевой аудитории (тех, кому мы «эмпатируем»), а блоки отражают особенности образа жизни, потребностей и страхов потенциальных покупателей. К примеру, даже мелкие черты могут оказаться значимыми: чем человек питается, какими социальными сетями пользуется и есть ли у него проблемы со здоровьем.
Плюсов у этого метода много: среди них более точная сегментация аудитории и эффективный выбор каналов распространения информации о продукте. Однако, не обходится и без минусов: при использовании «Карт эмпатии» необходимо выходить за рамки привычного и включать воображение.
У вас всё ещё нет воображаемого друга? Тогда мы идём к вам!
------------------
Подробнее о том, как «Карта эмпатии» применяется на практике, читайте в материале ««Карта эмпатии» — новый тренд в маркетинге»
Следователь или исследователь? Как опыт проведения допросов ФБР помогает при проведении качественных исследований
Оказалось, что между деятельностью сотрудников ФБР и работой исследователей-качественников есть больше общего, чем может показаться на первый взгляд. В обоих случаях получить больше информации помогают принятие, сочувствие, искренность и предоставление возможности высказываться в свободной форме.
Один из приемов для получения более развернутых ответов – просьба описать событие в свободной форме. При этом с помощью примера можно задать рамки того, насколько подробным и четким должен быть ответ. Также в процессе интервью исследователь может проявлять эмпатию, подстраивать ход разговора под монолог человека. Для получения дополнительных подробностей о событии можно многократно возвращаться к обсуждению одного вопроса: так информанту будет легче вспомнить подробности и более полно описать ситуацию.
Исследователи в Великобритании проанализировали 29 записей допросов подозреваемых и обратили внимание на то, какое поведение интервьюеров приводило к получению наиболее полезной информации. Выяснилось, что мотивирование к сотрудничеству (проявление принятия и сочувствия, подстраивание под повествование подозреваемого, пробуждение заинтересованности и поощрение чувства самостоятельности со стороны подозреваемого) оказало наибольшее прямое влияние на получение информации.
В ходе тандемного интервью (интервью с участием двух интервьюеров) может снижаться риск когнитивных перегрузок: по сравнению с индивидуальными беседами, тандемные интервьюеры проявляли больше внимания к деталям полученной информации и чаще применяли открытые вопросы.
Когнитивное интервью — метод интервьюирования потерпевших, свидетелей и подозреваемых, который увеличивает объем информации, полученной с минимальным снижением точности. В ходе такого разговора интервьюер с самого начала устанавливает контакт и поддерживает его. Информант (исследуемый субъект) занимает более активную позицию, а исследователь не прерывает беседу до тех пор, пока субъект не закончит изложение собственной версии.
Интервьюер может попросить описать событие в обратном порядке, с конца истории к ее началу, или попросить описать событие с другой точки зрения: например, с точки зрения другого человека. Благодаря ассоциативности памяти припоминание подробностей проходит более эффективно, чем при использовании наводящих вопросов.
------------------
Подробнее о том, какие приемы могут быть полезны в практике проведения исследований, читайте в материале «Что продуктовый исследователь может взять из методики проведения допросов ФБР?»
Что россияне думают о половом воспитании?
В рамках социологического проекта «Мы считаем» агентство «Михайлов и Партнеры» провело исследование взглядов родителей и детей на различные аспекты полового воспитания, гендерной идентичности и отношений.
Больше половины опрошенных отмечают, что сексуальное воспитание детей нужно начинать до 12 лет. Выяснилось, что вопрос сексуальной ориентации волнует старшее поколение больше, чем младшее: среди родителей 45% готовы обсуждать данный вопрос, в то время как среди детей таких 36%.
62% родителей называют 18 лет оптимальным возрастом для вступления в брак, а 58% — возрастом согласия. Однако, 36% опрошенных молодых людей полагают, что возраст согласия должен наступать раньше.
Большинство опрошенных считают, что семья не может обойтись без детей (72%). Среди родителей не согласилось с этим суждением лишь 19%, в то время как среди представителей молодого поколения их гораздо больше (30%).
Многие родители оказались не готовы к тому, чтобы их ребенок отказался от своей гендерной идентичности в соответствии с биологическим полом (89% опрошенных). В такой ситуации 33% опрошенных обратились бы к помощи психолога, 11% — к помощи психиатра, а 9% готовы к применению физических наказаний за ориентацию ребенка.
------------------
Больше о том, как родители и дети относятся к сексуальному образованию и гендерной идентичности, можно прочитать в материале «Секспросвет: что россияне думают о половом воспитании»
Кто кому помогает в российских семьях: родители детям или дети родителям?
СК «Сбербанк страхование жизни» провела опрос, в ходе которого выяснила особенности финансовой взаимопомощи в семьях. Оказалось, что российские родители стали чаще оказывать материальную поддержку своим взрослым детям — 45% против 40% годом ранее. Среди родителей матери чаще оказывают финансовую помощь детям, чем отцы: 49% против 41%.
Ситуация разнится в зависимости от города: больше всех о материальном благополучии собственных детей беспокоятся родители из Москвы (79%), Махачкалы (71%) и Астрахани (61%).
Однако, помощь родителей не является односторонней: 67% россиян отметили, что оказывают материальную поддержку родителям и пожилым родственникам. При этом мужчины помогают родителям активнее, чем женщины (83% и 52% соответственно). Самыми заботливыми детьми оказались жители Махачкалы (84%), Казани и Ростова-на-Дону (по 81%).
Старший вице-президент и руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова отмечает, что в этом году как родители стали чаще финансово поддерживать своих взрослых детей, так и дети больше помогают старшему поколению. Такая тенденция связывается с неопределенностью и снижением материального благополучия в коронавирусный период: в сложной ситуации именно представители другого поколения могут оказать как материальную, так и нематериальную помощь.
------------------
Другие детали о взаимной финансовой помощи представителей поколений можно найти в материале «Дети всегда остаются детьми: россияне окружают ребёнка любовью и поддерживают в любом возрасте»