Мы нередко получаем от интервьюеров, московских и региональных, просьбы уменьшить или совсем отменить шаг отбора домохозяйств. В этом году ФОМ меняет правила расчета величины шага отбора для облегчения работы интервьюеров, но уменьшить шаг до минимума или вовсе отказаться от него мы не можем. Чтобы лучше понять значение шага отбора, давайте совершим небольшой экскурс в историю и рассмотрим несколько примеров.
Систематический метод отбора возник как альтернатива простому случайному отбору. Его идея состоит в том, чтобы включать в выборку каждый 10-й, 20-й или 50-й элемент, в зависимости от заданного шага отбора. На практике этот метод стал широко применяться в многоступенчатых выборках для отбора домохозяйств в кластерах. Рассмотрим классический вариант маршрутного метода на конкретном примере.
Очевидно, что большой шаг отбора, равный 50, создает трудности для интервьюеров. При опросе в многоквартирном доме трудности не столь значительны, для выдерживания шага достаточно пропустить два-три подъезда. Но в районах с индивидуальной застройкой интервьюеру придется пройти сотни метров, чтобы добраться до следующего домохозяйства.
Поэтому специалистами-выборщиками был предложен способ уменьшения шага отбора. Чтобы при этом сохранить вероятностной характер систематической выборки, необходимо отбирать домохозяйство, с которого начинается опрос (начальную точку), с равной вероятностью из всех 800 домохозяйств. Начальная точка может оказаться в любой части участка. Если интервьюер, пройдя от нее до конца участка, не набрал требуемый объем выборки, он должен перейти на начало участка и продолжить отбор там, сохраняя заданный шаг.
Из-за уменьшения шага отбора выборка будет охватывать не всю территорию избирательного участка, а только ее часть. Из-за этого статистическая погрешность выборки увеличится. Чем меньше шаг отбора, тем больше статистическая погрешность, поскольку люди, проживающие только на части территории участка, будут представлять мнение всех жителей участка. А ведь мнения жителей разных домов могут заметно различаться. Влияние способа отбора на величину погрешности оценивается через дизайн-эффект выборки.
ФОМ применяет маршрутный метод отбора домохозяйств уже много лет. Из практических соображений ФОМ смягчил описанные выше требования.
Эти упрощения обеспечивают разумный компромисс между стоимостью и точностью опроса, они облегчают работу интервьюера, но при этом несколько нарушают случайный характер выборки. Вероятность попадания в выборку домохозяйств меняется с изменением шага отбора, ее не всегда можно рассчитать, а для некоторых домохозяйств вероятность попасть в выборку становится равной нулю.
Год от года уровень достижимости респондентов снижается – увеличивается число отказов, интервьюеру все труднее попасть в подъезд. Адаптируясь к меняющимся условиям, ФОМ уже давно отказался от шага отбора 20, который применялся, если число квартир в доме превышало 50 (наши давние Партнеры, возможно, еще помнят, как работали с таким шагом).
Сейчас мы снова идем навстречу коллегам-интервьюерам и меняем правило расчета величины шага отбора. Если раньше шаг отбора зависел от числа квартир в доме, то теперь он будет рассчитываться по числу квартир в подъезде в соответствии со следующей таблицей.
Шаг отбора применяется только после проведения результативного интервью. Если в квартире никто не опрошен, интервьюер идет в следующую квартиру (т.е. применяет шаг отбора 1).
По новому правилу в стандартных пятиэтажках, где на этаже расположено четыре квартиры, будет применяться шаг отбора 5, тогда как раньше в пятиэтажках с тремя и более подъездами надо было применять шаг 10, поскольку число квартир в них превышало 50.
Шаг отбора 10 остается для подъездов с числом квартир больше 25. Необходимость сохранения такого шага проиллюстрируем на следующем примере.
В еженедельных всероссийских опросах ФОМ выборка в большинстве населенных пунктах не превышает 12 интервью. Если все они будут проведены в одном доме, то получится, что жители этого дома будут представлять жителей всего города, что весьма нежелательно. Конечно, при более низкой достижимости число интервью в одном доме уменьшится. Например, если достижимость уменьшится в два раза, то есть если для опроса одного респондента интервьюеру придется позвонить в 18 квартир вместо девяти, то число интервью в доме сократиться до восьми. Действительно, теперь одно интервью придется в среднем на 27 квартир (в 18 обратились и девять пропустили). В девятиэтажном доме с шестью подъездами – всего 216 квартир (36 квартир умножить на шесть подъездов). Поделив 216 на 27, получим восемь интервью. Но даже эти восемь интервью в одном доме составят две трети общегородской выборки. Это следствие относительно небольшого шага отбора 10. Если его уменьшить, вероятность проведения всех интервью в одном доме станет еще больше.
Обращаясь в ФОМ с просьбами об уменьшении шага отбора, интервьюеры часто обосновывают их низкой достижимостью респондентов. Однако несложно заметить, что чем ниже достижимость, тем меньшее практическое значение имеет шаг отбора. Снова обратимся к рассмотренному выше примеру. При уровне достижимости 1 из 9 (одно интервью на девять обращений в домохозяйства) на каждого реального респондента приходится один пропущенный потенциальный, поскольку в девяти пропущенных из-за шага отбора домохозяйствах можно было взять еще одно интервью. При уровне достижимости 1 из 18 один потенциальный респондент приходится уже на двух реальных.
Это не так уж много. А уже когда интервьюер начинает искать по труднодостижимой квоте последнего респондента, обходя все квартиры подряд, тут влияние шага отбора минимально.
Таким образом, уменьшение шага отбора при среднем уровне достижимости может негативно повлиять на точность выборки, а при низкой достижимости – не приведет к сколько-нибудь заметному упрощению работы интервьюера. Правда, если интервьюер вместо обхода квартир проводит опрос у подъезда или во дворе дома, то тут шаг отбора может стать помехой, когда выяснится, что квартиры опрошенных респондентов расположены близко друг от друга. Но нам вряд ли следует идти на поводу у таких интервьюеров.
Новые правила расчета шага отбора должны облегчить работу интервьюеров. При этом нам хотелось бы сделать интервьюеров сознательными сторонниками соблюдения шага отбора, несмотря на то что он, конечно же, усложняет работу.