• Статьи

Панель малого бизнеса

Первые шаги и первые итоги

qr-code
Панель малого бизнеса

На разных информационных ресурсах ФОМ уже рассказывал о новом важном направлении своей работы – социологии малого бизнеса. Этот проект интересен сразу с нескольких сторон: методической, содержательной и утилитарной. Поле.ФОМ планирует участвовать в развитии этого проекта не только в качестве летописи, но и как площадка для взаимодействия и координации его участников.

Панели предпринимателей

Изучение такой труднодоступной и узкой группы как предприниматели – непростая задача для исследователей. Для этого не подходят стандартные методы репрезентативных опросов населения – слишком велики затраты. Чтобы провести одну-две тысячи законченных интервью с предпринимателями, требуется отсеять десятки и десятки тысяч респондентов. Для научно-корректных и недорогих регулярных количественных измерений оптимальным является использование панелей.

На панелях предпринимателей можно проводить большой спектр количественных и качественных исследований – социологических, экономических и социально-психологических. Это и мониторинговые исследования состояния бизнеса (отслеживание разнообразных индексов), и лонгитюдные исследования (ведение индивидуальных траекторий предпринимателей и их бизнесов на различных этапах жизни). Панель позволяет создавать и изучать предпринимательские сообщества. Также на панели можно проводить исследования по изучению региональной специфики, что особенно важно для такой страны как Россия, где условия ведения бизнеса в различных регионах неоднородны.

Мировая рисёрч-индустрия знает несколько примеров использования панелей для изучения малого бизнеса, сформированных с использованием разных подходов к их созданию. Они довольно сильно разнятся с точки зрения своих характеристик, способов создания и полноты описания методики.

В 2020 году ФОМ приступил к формированию собственной панели предпринимателей. Расскажем, какие шаги уже были сделаны на этом пути.

Шаг1. Аккумуляция ресурсов данных для панели

Еще в марте 2020 года ФОМ начал собирать в общую базу данные о респондентах своих общенациональных репрезентативных CAPI- и CATI-опросов, согласившихся на дальнейшее участие в исследованиях. Следует отметить, что соглашается порядка 70% респондентов, что довольно много, если сравнивать с исходным коэффициентом ответов response rate (response rate) и коэффициентом кооперации (cooperation rate) для обычного опроса.

В этой базе согласившихся респондентов можно выделять различные подгруппы: пенсионеров, молодежь, людей с высоким и низким доходом, жителей определённой территории и т.п. И, конечно, предприниматели – не исключение. Каждая из этих подгрупп будет репрезентировать соответствующую ей группу в населении, поскольку изначально они были отобраны в рамках случайной репрезентативной выборки.

Конечно, нельзя оставить без внимания и 30% не согласившихся, но в отличие от обычного отказа от участия в опросе в случае с панелью у нас имеется больше возможностей их изучить – по ответам на исходную анкету можно посмотреть, чем они отличаются от согласившихся пройти опрос и построить модель, которая бы позволяла должным образом перевзвешивать группу согласившихся.

База согласившихся респондентов постоянно пополняется по мере проведения ФОМом новых опросов. Именно из этой базы мы приглашаем людей к участию в панели предпринимателей.

По состоянию на середину февраля в базе уже 167 тыс. человек, из них 5,8 тыс. предпринимателей.

Шаг 2. Паспорт участника панели

Включение респондента в панель происходит в ходе сплошного обследования базы согласившихся респондентов – телефонного опроса тех, кто в исходном опросе обозначил свой род занятий как «занятие предпринимательской деятельностью».

Инструментом такого сплошного обследования является паспорт участника панели – небольшая анкета, которая дает общее представление о респонденте как предпринимателе и о его основном бизнесе. Причем о бизнесе уточняются не только постоянные данные (год основания и проч.), но и переменные (данные о динамике объема выручки за последние годы и другие показатели).

Разработка паспорта велась в сентябре-ноябре 2020 года.

В ходе обследования базы респонденты еще раз отвечают на вопрос об их роде занятий, чтобы отсеять на этом шаге тех, кто предпринимателем в терминах проекта «Социология малого бизнеса» не является, но по какой-то причине считает себя таковым. Отсеиваются самозанятые, не владеющие бизнесом, не зарегистрировавшие свое дело в ФНС и др. (Как показали первые волны обследования, таких респондентов набирается около 10%.)

Также паспорт участника панели содержит вопросы об актуальных проблемах бизнеса, возникших из-за пандемии коронавируса. По итогам анализа ответов составляется реестр проблем малого бизнеса, который будет актуализироваться.

Шаг 3. Первые волны обследования

В декабре 2020 года был проведен пилотаж паспорт участника панели был апробирован. Эта работа проводилась силами томской компании ЦСМИ «Контекст». Команда опытных интервьюеров внимательно проработала анкету, сопроводила опросник замечаниями и комментариями, помогая правильно расставить акценты и усовершенствовать формулировки.

Следом была проведена первая волна обследования. Она прошла все еще в формате разведывательного исследования, зондажа. Цель – понять, сколько предпринимателей мы сможем рекрутировать из базы согласившихся, замерить коэффициент ответов и получить количественные данные о предпринимателях, попадающих в панель. В ходе первой волны было опрошено 700 респондентов, результативными оказались 280 интервью (40%). Эти предприниматели были зарегистрированы как первые участники панели.

В январе 2021 года прошла вторая волна обследования базы согласившихся, была опрошена еще 1000 респондентов. В результате панель пополнилась еще несколькими сотнями участников. На момент подготовки материала ее совокупный объем составляет 703 предпринимателя.

Шаг 4. Обработка данных обследования и первые результаты

Выступая в декабре 2020 года с рассказом о панели на встрече участников межрегиональной исследовательской группы, авторов летнего доклада «Краш-тест малого бизнеса», руководитель группы организации телефонных опросов и обеспечения выборок ФОМ Тимур Османов высказал, пожалуй, главную озабоченность создателей панели. В несколько гиперболизированном и переведенным в шутку виде она выглядела так: «А вдруг мы обнаружим, что 90% тех, кто определяют себя как предприниматели, окажутся таксистами?». В данном случае опасение относилось не столько к чистоте статистических процедур, с помощью которых из серии случайных выборок формируется одна случайная макровыборка, сколько к точности самоидентификации респондентов. К счастью, это главное опасение не оправдалось: массив получился разнородным. Вот несколько диаграмм, иллюстрирующих состав панели и состояние бизнеса ее участников.

Потребительские сегменты, с которыми работают предприниматели – участники панели

Потребительские сегменты, с которыми работают предприниматели – участники панели

1/5

Потребительские сегменты, с которыми работают предприниматели – участники панели

Шаг 5. Пополнение панели и дальнейшие шаги

Сейчас ФОМ отлаживает процессы, позволяющие поставить обследование (на техническом сленге компании – «обзвон») базы согласившихся на конвейер: уточняет методику работы с отказавшимися, прервавшими интервью, попросившими о перезвоне. Ведет разработку стимулов для респондентов. В ближайшие месяцы предстоит охватить весь объем базы согласившихся респондентов, чтобы в последующем работать только с поступающими новыми порциями данных, пополняя панель.

В панель также могут с определенными оговорками включаться респонденты из других – не репрезентирующих всё население страны – опросов. Например, из региональных опросов, или из опросов определенных групп населения. Такие респонденты особым образом маркируются, чтобы понимать, что они репрезентируют лишь генеральную совокупность исходного опроса.

Наконец, ФОМ уже начал изучать возможность рекрутирования из панели информантов для качественных исследований. Так, в начале 2021 года с предпринимателями – участниками панели было проведено 30 нарративных интервью, целью которых был сбор рассказов предпринимателей о вызванных коронавирусом проблемах в бизнесе. Это направление исследований позволяет не просто получить спектр проблем малого бизнеса, а увидеть их «крупным планом». Сейчас специалисты ФОМ анализируют содержательные и методические результаты этого исследования.

Поле.ФОМ продолжит рассказывать о результатах работы по созданию панели предпринимателей ФОМ, об интересных кейсах и полученных исследователями инсайтах.

ЮЛИЯ ОСМАНОВА, РОМАН БУМАГИН. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2021 ФОМ