• Статьи

Перспективы партнерских коммуникаций в условиях существования сильной независимой отраслевой ассоциации

16-18 мая в Санкт-Петербурге прошел XXV юбилейный съезд Ассоциации «Группа 7/89». От ФОМ на нем присутствовали сотрудники, включенные тем или иным образом в коммуникацию с региональными исследовательскими компаниями. Почти семь человек*. Для каждого из делегатов ФОМ это был глубокий и полезный опыт. Кто-то уже бывал на таких конвентах Ассоциации раньше, кто-то, как я, открыл этот формат для себя впервые. В этой статье я хотел бы поделиться своими выводами от увиденного, услышанного и впитанного на Съезде**, рассказать, какими теперь нам в ФОМе видятся перспективы развития партнерских коммуникаций.

qr-code
Перспективы партнерских коммуникаций в условиях существования сильной независимой отраслевой ассоциации
* Тимур Османов, сотрудник ФОМ, руководитель группы телефонных опросов (ТелеФОМ), является одновременно и давним активным участником Ассоциации «Группа 7/89». Очевидно, что какую-то часть времени он представлял на Съезде ФОМ, но другую – весьма значительную часть – он присутствовал там в качестве члена Ассоциации. Точно рассчитать эти доли невозможно, поэтому мы и говорим, что общее число участников от ФОМ было больше шести, но меньше семи. Иными словами, «почти семь». ** В русском языке отсутствует определенный артикль, поэтому, говоря о прошедшем Съезде, я буду писать это слово с прописной буквы. Это один из предусмотренных орфографией способов выражения неявной, но всё же присутствующей в нашем языке категории определенности. То же и со словом «Ассоциация». Заглавное фото – из Facebook-фотоальбома Анастасии Аносовой (M-Research, Томск). На фото, не считая автора, слева направо Партнеры ФОМ Дмитрий Скворцов (Маркетинговая исследовательская группа «Маркис», Барнаул), Владимир звоновский (Фонд социальных исследований, Самара), Сергей Цыпленков (Калининградский социологический центр), Василий Токарев (Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», Волгоград), за столом – Нелли и Александр Романович (Институт общественного мнения «Квалитас», Воронеж).

Впервые приглашение посетить Съезд поступило мне от Анны Булгаковой (ДВМЦ Мониторинг, Владивосток) во время нашей короткой, но насыщенной смыслами и энергетикой встречи в ФОМе в январе 2019-го. Анна тогда говорила – и это подтвердилось на все сто процентов, – что атмосферу свободного общения в кругу свободных единомышленников не передать словами. В нее нужно погрузиться. В апреле в ФОМ пришло официальное приглашение от Председателя Ассоциации Наталии Лосенковой (Исследовательский центр "Контекст", Томск). Я благодарен коллегам за эту возможность. Это действительно очень важный опыт для того, кто пытается понять, как устроена отрасль и для того, кто – пусть в значительной мере по долгу службы – движим идеей ее развития.

1. Мой съезд. Переопределение ситуации

Конечно, у каждого из присутствовавших был свой Питер-2019, свой Съезд. Каждый ехал с чем-то своим и вынес что-то своё. Я ехал рассказывать о коммуникациях в рамках стартовавшего год назад РПР как инструменте совместного развития ФОМ и Партнеров, развития отрасли. И уже самое первое выступление заставляло задуматься. Потому что речь шла ровно о том же – о развитии. Действующий Председатель Наталия Лосенкова говорила о происходящем сдвиге в миссии Ассоциации: из инструмента самопознания и отстаивания интересов ее участников она превращается в координационный центр, реализующий инфраструктурные проекты, направленные на развитие всей отрасли, всей исследовательской индустрии.

Стоп! Так ведь и я приехал рассказать о том же. Только с точки зрения ФОМ. Как же это стыкуется?.. Значит, нужно больше слушать! Далее шла короткая сессия самопредставлений, а затем сессия «Вести с полей» – каждый делегат Съезда рассказывал о своем бизнесе, о том, что принес прошедший год, какие перспективы просматриваются в году текущем и какие тренды вырисовываются вообще. Пожалуй, эта сессия – одна из самых мощных составляющих всего Съезда, это пульс отрасли. Очень информативно, емко и с юмором. Чего стоила только спонтанная дискуссия «покупать офис или продавать».

Важную тему поднял Роман Оглоблин (Исследовательская компания «Социс», Ярославль): критерием того, что построен успешный стабильный бизнес, является его способность работать в отсутствие создателя.

Не могу сказать, что для меня были неожиданными прозвучавшие в этой сессии упоминания об усилении трудностей во взаимодействии с налоговым органом и прочими надзорными и правоохранительными структурами. Я поддерживаю связь с своими коллегами – адвокатами, корпоративными юристами, аудиторами, арбитражными управляющими – с которыми сотрудничал более пятнадцати лет в различных антикризисных проектах до прихода в ФОМ. Они отмечают, что тренд на рост финансовой прозрачности, сформировавшийся в последние три года, усиливается, а способы интерпретации прозрачности отдельными сотрудниками ФНС на местах могут варьировать в весьма широком диапазоне. Иными словами, «ситуация реальна, если она реальна по своим последствиям».

Большой интерес, конечно, вызвал опыт коллег из Барнаула, Новосибирска, Красноярска и Владивостока по объединению в консорциум для реализации крупного экспортного проекта – масштабного исследования по заказу китайских производителей электронных устройств. Участники Съезда, конечно же, заинтересовались особенностями взаимодействия с китайским заказчиком. А меня поразило другое: способность и стремление ради реализации сложного и нетривиального проекта выстраивать сложные горизонтальные связи, вступать в альянсы, объединять и распределять ресурсы, разделять зоны ответственности, адаптировать друг к другу свои стили управления, корпоративные культуры. И всё это без какого-либо внешнего воздействия, принуждения. Вот уж поистине «в кругу свободных единомышленников»! И одна мощная фраза обрамила весь этот кейс: «И при этом мы оставались самостоятельными хозяйствующими субъектами»...

Я огляделся и увидел целый зал руководителей – владельцев, совладельцев и директоров – таких самостоятельных хозяйствующих субъектов, добровольно объединившихся в Ассоциацию ради реализации сложного, нетривиального проекта – развития отрасли. (За исключением нескольких гостей Съезда, которые большей частью были менеджерами). И все приехали сюда за свои деньги, и нигде не было взвода автоматчиков, подгоняющих и тычущих стволами в спины…

При этом инфраструктурные проекты – крупные, громкие, системообразующие, превратившиеся в социальный факт – уже не первый год реализуются в инициативном порядке. Запускаются новые. (Потом на протяжении двух дней шли подробные презентации и обсуждения специфики реализации этих проектов: РИК, Research Expo, Конкурса CATI-интервьюеров и других).

 

2. Адаптированное сообщение

О чем же тогда мне завтра говорить? Что добавляет РПР к звучащему здесь гимну отраслевому развитию? Какова значимость РПР-коммуникаций?

Если говорить о площадке Поле.ФОМ, то ее совокупный контент пока не может обеспечить ей статус элемента отраслевой инфраструктуры. Возможно, когда-то она станет таким элементом, но для этого должен четко вырисоваться ее профиль, и ее медийный вес должен быть на несколько порядков бóльшим. Без вовлечения Партнеров Поле.ФОМ расти не будет. Призвать коллег публиковаться и присылать свои материалы? Это, конечно, увеличит совокупный контент и медийный вес. Но публикация ради публикации… Что-то здесь не то…

К концу первого дня я окончательно прояснил для себя, что здесь странного. Да, тезисы о равноправном партнерстве, разрушении традиционной оппозиции «московский начальник – региональный исполнитель», об обмене знаниями по формуле «учиться и учить», о совместном развитии на пути к общему успеху – преумножению разных видов капитала – были прописаны в программных документах РПР еще в конце 2018 – начале 2019 года. И это действительно ядро отношения ФОМ к своим Партнерам. Со многими отношения длятся уже не первый десяток лет. Но коллеги в Ассоциации точно так же провозглашают ее миссией развитие и движение к успеху и уже делают к этому конкретные шаги (достаточно посмотреть на то, как звучат заголовки разделов на сайте Группы "7/89"), делают не первый год и совершено добровольно – без какого-то внешнего стимула и центра гравитации.

И тогда стало понятно, что здесь нужно сформулировать определенные границы для инфраструктурной миссии ФОМ. Так, чтобы деятельность ФОМ не подменяла и не заслоняла собой, а дополняла активность Партнеров, объединенных в такую активную Ассоциацию. Этот вопрос можно перефразировать так: чем ФОМ мог бы быть полезен Партнерам и отрасли в дополнение к тому, что они уже получают от существования Ассоциации?

Второй день укрепил меня в этой мысли. Произвела большое впечатление реакция участников Съезда на слишком позитивный, можно даже сказать позитивистский, подход к взаимодействию с Партнерами, представленный в докладе коллег из НАФИ. В докладах речь шла о попытке преодолеть «дискомфорт Партнеров при работе с НАФИ», в частности, путем введения рейтинга Партнеров и обучения сотрудников на местах. «Мы уже 30 лет занимаемся этой работой. Мы профессионалы. Почему Вы считаете себя вправе нас учить? Чему вы хотите и можете нас научить?». Цитирую по памяти, но именно таков был общий смысл реплики Александра Евгеньевича Долганова (Фонд «Социум», Екатеринбург).

Да! Теперь точно «полезно» и точно «в дополнение к уже делающемуся без нас». Без претензии на полномасштабность и всеаспектность.

Я добавил в презентацию слайд о вариантах расшифровки РПР. Признав этот проект социальным фактом, а его появление в 2018 году – исторической неизбежностью, проявлением духа времени на стыке эволюции информационных технологий и ими же порожденного прогресса в финансовой прозрачности, я в то же время обозначил, что «революцией» и «реформой» он является, скорее, лишь для самого ФОМ. А для индустрии речь следует вести всё же просто о «развитии». Но нельзя при этом было не отметить, что ФОМ, заговоривший об этом раньше других, выступил провозвестником новых веяний и новых трендов.

Входящей информации и впечатлений было слишком много, и большего я на месте сделать не мог. Быстро на ходу вопрос полезности проработать не удавалось. Его еще предстояло обсудить с коллегами по возвращении Москву. И не раз.

Я покидал ночной город с занимавшейся на севере-востоке зарей, наполненный мозаикой чувств, мыслей, впечатлений, отметившихся в памяти фраз, жестов, похлопываний по плечу, вкуса алтайского «чая» из рюкзака и ржаного запаха хлебного вина из Воронежа.

 

3. Обсуждение в Москве: веер и вектор решений

На прошедших по возвращении из Питера нескольких внутренних встречах коллеги разделили такую мою постановку вопроса.

Александр Ослон в этой связи вспомнил, как ФОМ на заре своего существования в сентябре 1992-го разослал своим Партнерам модемы. Это революционизировало существовавшие тогда способы взаимодействия и привело к кратному росту производительности.

Лариса Паутова в этой связи вспомнила, что имеющий аналогичную структуру технологических подрядчиков мировой промышленный гигант Samsung, делится со своими Партнерами местом на престижных выставках, помогает оборудовать стенды. При этом компания понимает, что они вкладывают средства в независимого игрока, который работает на открытом рынке и может распорядиться приобретаемыми ресурсами в интересах других заказчиков. Да, всё так. Но сильный, уверенно смотрящий в будущее Партнер делает сильнее и заказчика.

Роман Бумагин вспомнил, что ФОМ время от времени отказывается от средних и крупных заказов, если расценивает их как непрофильные, лежащие за пределами базовой компетенции. ФОМ мог бы в момент отказа от таких не вписывающихся в его деятельность проектов рекомендовать в качестве надежного подрядчика своих проверенных партнеров.

Юлия Аверкина предложила перейти от безымянного «ФОМ и Партнеры» к тому, чтобы раскрыть всех Партнеров в специальном разделе Поля.ФОМ «Надежные Партнеры». И здесь нужно создать яркие, запоминающиеся описания и так рассказать о накопленном каждым Партнером опыте, чтобы сам рассказ выступал деловой рекомендацией.

Тимур Османов вспомнил, что делиться можно не только заказами, но и символическим капиталом. И напомнил о давно обсуждавшейся идее организовать по аналогии с конкурсом CATI-интервьюеров ежеквартальный конкурс интервьюеров, проводящих опросы face-2-face. И на выходе могло бы быть вручение денежных призов от ФОМ конкретным интервьюерам и благодарственных писем руководителям компаний-Партнеров, подготовивших такие кадры.

Татьяна Насонова напомнила о необходимости создать в противовес системе штрафов систему инструментов поощрения Партнеров. И о необходимости разработать убеждающие печатные материалы для интервьюеров – брошюры с инфографикой, – к которым они могли бы обращаться, чтобы развеять сомнения респондентов в социальной значимости и законности поквартирных интервью.

Максим Григоренко, руководитель издательской программы ФОМ, предложил издать совместное методическое пособие с Партнерами о техниках удерживания интереса собеседника в телефонном и личном интервью. Эта книга могла бы быть интересна широкому деловому читателю, не только социологам. И эта книга могла бы быть издана на богатом материале, накопленном у нас и наших Партнеров.

Все вместе вспомнили про «Школу», уже анонсированную и вверстанную в структуру ресурса Поле.ФОМ. Уже в рамках настоящего выпуска мы публикуем новость о скором размещении на Поле.ФОМ в разделе «Библиотека» первого методического материала. Это пока о контроле, о том, «как нельзя». Но, очевидно, что прежде, чем говорить, как нельзя, нужно рассказать, «как надо». Это я сейчас цитирую Максима Григоренко и Андрея Мастерова, руководителя группы контроля ФОМ, с которыми нам предстоит разработать учебные пособия по этому «как надо».

Так в Школе появится первый учебный курс. С программой, списком учебных заданий, системой оценки. И тогда аудиоконтроль превратится в контроль квалификации интервьюеров. В случае обнаружения пробелов в навыках (требуемых для выполнения конкретно работы для ФОМ), можно будет не отстранять интервьюера, а отослать его к тому или иному фрагменту курса. Компактно! Полезно! Без претензии на глобальность и мессианство! Не хотелось бы здесь называть конкретные сроки, но работа над этим курсом начнется уже в июне этого года. Это что касается «учить».

Но ведь в провозглашенном нами лозунге «учиться и учить» на первом месте стоит «учиться». ФОМ имеет опыт организации публичных образовательных и дискуссионных мероприятий. Как в физическом, так в онлайн-формате. Мы хотели бы открыть регулярную площадку, где с лекциями/семинарами/презентациями/вебинарами/митапами/батлами/кулинарными шоу для широкой общественности могли бы выступать наши Партнеры. У Ларисы Паутовой в этой области накоплен большой опыт, и она говорит, он весь к Вашим услугам.

Но чтобы всё это состоялось, чтобы мы знали, что происходит в жизни друг друга, чтобы у нас было время и место, где можно поговорить о мечтах существует это ресурс. Поле.ФОМ. Пожалуйста, присылайте информацию о реализованных проектах. Присылайте пресс-релизы или просто пару строк о том, что у вас происходит или произойдет. Это всегда будет опубликовано. Сейчас об этом рано говорить, но в июне мы открыли Поле.ФОМ для индексации поисковыми роботами. Со временем публикуемая здесь информация станет доступной для журналистского сообщества.

Наконец, последнее (как по порядку, так и по значимости). Все же следует еще раз попытаться упомянуть далеко не основную, но всё же важную функцию или опцию партнерских коммуникаций. Функцию описания нашей повседневности, нашего обыденного труда, «трудовых будней». То, что на Съезде не совсем уклюже было выражено в терминах катаклизмов 1930-х. Действительно, есть такие описания, которые точно, ярко, динамично передают суть нашей повседневной работы, но которые нельзя представить опубликованными в штатных форматах. Никуда их не поместишь. Им не место на – по умолчанию парадном – сайте компании, предназначенном для потенциальных клиентов, встречающих по одежке. Их не отразишь в стандартных отчетах для заказчиков, потому что этого не предполагает формат. Их не опишешь в научной статье – канон не позволит. Остается только устно рассказывать истории в виде курьезов друзьям, коллегам, родным. На Съезде в кулуарах и за дружеским ужином им самое место. Но это устная речь. Это всё уходит в небытие. Как метко пошутили на Съезде коллеги по поводу этого моего артикулированного алармизма: «Тут коллега за нас беспокоится, что так и уйдем, не оставив апокрифа». Верно! Точнее не скажешь! Апокриф – неканонинческий, второстепенный религиозный текст, не вошедший в корпус официальных текстов... Всё так. В рамках этой жизнеописательной функции будут появляться неканонические, не вписывающиеся в устоявшиеся форматы, невозможные тексты. Да, они никогда не войдут в энциклопедические статьи о персонах и созданных ими компаниях, но  позволят нам самим, спустя годы, вспоминать об эпохе, о наших буднях, о наших маленьких ежедневных свершениях. Это заметки на полях или даже закладки, для навигации по сегодняшнему и вчерашнему дню. И если уж такая опция имеется, то можно ею время от времени пользоваться. Прошу не скидывать это со счетов.

Это уже сильно конкретнее и точечнее. Похоже, двигаясь от конкретных примеров, удалось нащупать определенную полезность. Но пока еще не вполне системно. А чтобы стало системно мне поручили – инициатива, как известно, наказуема – подумать над возможными «направлениями успеха» Партнеров. Совместно с Партнерами и внутренними экспертами обсудить, в достижении какого успеха ФОМ мог бы помочь и быть полезным. Начинаю консультации!

Компании, которые, объединившись в Ассоциацию, сами занимаются собственным развитием и тем более развитием отрасли, можно сказать, прошли самими собой устроенный «естественный» отбор. Обнаружили наличие энергии, ресурсов, амбиций для развития. Это дорогого стоит, и возникает уверенность, что если ФОМ добавит в эту активность некоторые дополнительные ресурсы, то эти ресурсы пойдут на пользу всем нам. Поэтому существование сильной Ассоциации с сильными участниками – не только не противоречит инфраструктурным проектам ФОМ, но наоборот является предпосылкой их успешности. В лице ФОМ Группа 7/89 имеет друга и единомышленника.

РОМАН БУМАГИН. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд «Общественное мнение»