• Коротко

Прозрачность бизнеса как конкурентное преимущество. ФНС открыла свои базы данных

В самом конце 2018 года Федеральная налоговая служба запустила интернет-сервис «Прозрачный бизнес». Этот сервис является надстройкой, веб-интерфейсом к раскрытым ранее налоговым базам данных. Теперь финансовая информация обо всех российских компаниях находится в открытом бесплатном доступе в интернете. Исключение составляют сведения, относящиеся к гостайне.

qr-code
Прозрачность бизнеса как конкурентное преимущество. ФНС открыла свои базы данных

Открытие баз данных ФНС происходило в несколько этапов. Сначала, в мае 2016 года, были внесены поправки в статью 102 НК РФ, согласно которым ряд значимых сведений о компаниях исключался из перечня относимых к налоговой тайне (ФЗ № 134). Закон обязал ФНС России размещать эти сведения на своем сайте. В августе 2018 года были обнародованы первые сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. В октябре 2018-го публичной стала информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также о сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. 1 декабря ФНС раскрыла данные по суммам недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием конкретных сумм штрафов. Впоследствии эти данные будут публиковаться с периодичностью раз в год – 1 июня, по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

Сейчас информацию можно скачать в виде больших CSV-файлов по всем налогоплательщикам одновременно. Запущенный в конце декабря в тестовой версии веб-сервис «Прозрачный бизнес» в своей полнофункциональной версии как раз позволит просматривать информацию по отдельному юридическому лицу прямо онлайн.

С раскрытием налоговых баз данных и появлением веб-сервиса «Прозрачный бизнес» у рыночных игроков появился еще один инструмент для получения сведений о потенциальных контрагентах при выборе делового партнера. Бизнесу, работающему на рынке услуг для корпоративных заказчиков, придется иметь в виду, что результаты деятельности за прошлые периоды находятся в открытом доступе. Так, например, сведения о выручке, о среднесписочной численности, об объеме налоговых платежей и отчислений во внебюджетные фонды прямым образом характеризует размер компании, размах ее операций. Если раньше это касалось только публичных акционерных обществ, которые раскрывают детализированную отчетность для акционеров (и заодно для широкой общественности), то теперь это стало касаться и предприятий малого и среднего бизнеса.

Теперь теоретически компании, стабильно показывающие хорошую отчетность, становятся более привлекательными и конкурентоспособными. По объемам уплаченных налогов и отчислений во внебюджетные фонды можно увидеть, какими человеческими ресурсами располагает твой потенциальный контрагент, понять примерные объемы операций и масштаб деятельности компании. А значит, становится понятным и потенциальный масштаб ее возможностей. Это своеобразный «Фейсбук» для юридических лиц и ИП. Если раньше исследовательской компании достаточно было иметь яркий сайт, то теперь нужно постоянно думать о фискальном компоненте репутации.

Между тем эксперты отмечают, что говорить о сильном влиянии фактора прозрачности на способность небольших компаний привлекать серьезных клиентов пока рано. Заместитель начальника отдела полевых работ, аудитор Оксана Чувилина отмечает:

«Об этом нельзя говорить в терминах "правильно/неправильно", "хорошо/плохо". Самые точные слова здесь – "неизбежно" и "безвозвратно". Это мировой тренд, создаваемый развитием информационных технологий. Сейчас во всем мире устанавливаются такие стандарты прозрачности. Нужно просто привыкать к тому, что, занимаясь бизнесом, ты автоматически становишься публичным лицом. Конечно, на конкурентоспособность это и хоть окажет определенное влияние, но пока не такое жесткое. В конце концов, как и прежде, для заказчиков главную роль будет играть уровень профессионализма исполнителей. Выручка, налоговые платежи, отчисления в фонды, тем более ретроспективно, в какой-то степени говорят о профессионализме, но лишь косвенно. И потом эти базы данных пока опубликованы в очень неудобном для простого пользователя виде. Не являющийся IT-профессионалом человек там мало что разберет. Поэтому на фактор открытости нужно ориентироваться скорее в среднесрочной перспективе. В ближайшие месяцы серьезного влияния на конкурентоспособность компаний, которые не могут похвастаться большой среднесписочной численностью или отчислениями в фонды, он не окажет».
РОМАН БУМАГИН. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд «Общественное мнение»