• Очерки

«Туса, бизнес и креатив!»

Что для исследователей Research Expo?

qr-code
«Туса, бизнес и креатив!»

28 октября в Москве прошла шестая ежегодная выставка-конференция в области исследований Research Expo 2022. Организацией этой выставки занимается Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Делегация ФОМа традиционно присутствует на ежегодных съездах Ассоциации, следит за дискуссиями на открытой для гостей части съезда. Поэтому мы не понаслышке знаем, что организация выставки – трудоемкое процесс, требующий скоординированных усилий целой команды/комитета, состоящего из руководителей нескольких компаний. При этом основные посетители выставки – сами участники исследовательской индустрии: на ней с большей вероятностью встретишь коллегу и партнера, нежели нового клиента. Зная, какой ценой дается коллегам из Ассоциации организация мероприятия, видя на самой выставке ресурсоемкие стенды экспонентов, задаешься вопросом: «Ради чего это делается?» С этим вопросом мы обратились к тем коллегам, которые повстречались нам на самой выставке.

Research Expo задумывалась как место, где исследовательские компании могут заявить о себе и найти новых клиентов. Но, по (субъективным) ощущениям, она привлекает скорее исследователей, чем потенциальных заказчиков. Можно предположить, что участие в Expo редко приносило прямую экономическую выгоду исследовательским компаниям.

Несмотря на подобного рода сомнения и неблагоприятный внешний событийный фон, Research Expo состоялась вновь, в 2022 году. На нее приехали только в качестве экспонентов больше 35 исследовательских компаний и более 1000 посетителей. Какой энергией, какими смыслами подпитывается главное ресерческое событие года? Поиском ответа занялся Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМ. Предположив, что лучше всего смысл Research Expo раскрывается непосредственно во время самого мероприятия, он в день Expo побеседовал коллегами-исследователями и задавал каждому собеседнику простой вопрос: «Ради чего Вы приезжаете сюда каждый год?»

Ответы участников этого мини-исследования в разной степени раскрывают один и тот же тезис: выставка – это в первую очередь место для общения. Эти ответы можно разделить на четыре смысловые группы.

1. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Выставка как повод для встречи с коллегами-исследователями, возможность пообщаться

В этой группе ответов чаще всего звучали слова о важности неформальной составляющей выставки: о возможности увидеться с коллегами, друзьями, обняться получить заряд положительных эмоций.

Лада Резник, «СоциоМаркет», Йошкар-Ола

«Мне приятно повидать тех, кого я знаю. Обсудить, кто чем живет, чем дышит, пообщаться. И куда же без традиционных обнимашек. Самое главное – это общение и взаимная поддержка, чувство локтя».

Ирина Муратова, «Общественное мнение – Красноярск»

«Ну, во-первых, увидеть своих коллег, разных, не только по "7/89", во-вторых, познакомиться с новыми людьми, и в-третьих, это интересные доклады, но здесь всегда столько общения, что я на них точно не успеваю».

Екатерина Марочкина, «Маркис», Белгород

«За эмоциями, за общением. А за повышением оборачиваемости средств не приезжаю. Вот если бы я не была членом Ассоциации [Группа "7/89". – Прим. авт.], я бы за этим сюда ехала, чтобы установить контакт. А так, здесь уже просто друзья есть, я еду их увидеть».

Светлана Федорова, ИМЦ «Статус», Тула

«Зачем сюда приходят люди? Пообщаться, поучиться. И клиентов найти, наверное, тоже. Не знаю, не могу об этом судить. Я сама тут ни разу не выставлялась, для меня это просто общение, тусовка. В общении помимо эмоций тоже можно найти прагматическую ценность – обмен опытом. Причем опытом самым разным: не только методическим или бизнесовым, а вплоть до бухгалтерских нюансов».

2. «Так много лет общаются, столько лет наслышаны друг о друге, и вот увиделись»

Выставка как повод пообщаться не только с коллегами, но и с заказчиками

Ответы из этой группы посвящены важности коммуникативной составляющей выставки: о возможности общения лицом к лицу с теми, с кем работа ведется удаленно. Важность же общения с коллегами по цеху присутствует здесь по умолчанию.

Анна Благодарова, «КомСар», Саратов

«Прежде чем планировать поездку и регистрироваться на мероприятии, я действительно думаю: "Ну вот что?" Вообще-то, совсем недавно, в июне у нас был съезд Ассоциации "Группа 7/89" в Казани, и вроде бы мы там все виделись. Но уже успеваешь соскучиться. Каждый раз, когда я приезжаю, то как будто год не виделись. Что еще? Клиенты. Здесь полезно пообщаться, но, как правило, на бизнес это не влияет. С уже существующими долгие годы клиентами – у нас ними хорошие отношения – просто очень приятно пообщаться».

Игорь Резник, «ОЛИМП», Пенза (объединение «Крепкий колхоз»)

«Зачем приезжаем? Чтобы увидеть наших партнеров, коллег по отрасли, пообщаться с ними, а также пообщаться с заказчиками. Далее. Можно сказать, что мы здесь устраиваем выездной офис, чтобы не мы приезжали к ним, а они приезжали сюда. Это очень удобно, когда в одном месте [в Москве. – Прим. авт.] мы собираемся со своими заказчиками. Кроме того, новые потенциальные заказчики подходят, интересуются. Этих трех целей достаточно, чтобы мы принимали решение об участии. Если говорить об общении с коллегами, то здесь начинается с эмоционального простого общения, с обнимашек и кончается различными лайфхаками. Это все неожиданно возникает – кто-то что-то услышал, кто-то рассказал – уже не зря зашел».

Александр Киселев, «Общественное мнение – Татарстан», Казань (объединение «Крепкий колхоз»)

«Во-первых, здесь мы видим всех своих коллег и заказчиков. Если на отраслевом съезде мы общаемся только с коллегами, то здесь еще встречаемся и со своими заказчиками. Зачастую визуализируем наши виртуальные контакты. (То есть впервые лично встречаются с теми, с кем ранее общались только по телефону, мессенджерам. – Прим. авт.) Это еще такая эмоциональная зарядка, мы с заказчиками получаем друг от друга лучшую обратную связь – эмоциональную составляющую. Глобально какие-то вопросы не решаются, но возникает возможность с ними установить дополнительный личный контакт, расставить эмоциональные якоря. Чтобы не остывали связи».

Александр Романович, ИОМ «Квалитас», Воронеж

«Я сошлюсь на слова Сергея Романовича Хайкина, с которыми я совершенно полностью согласен. Сегодня он впервые побывал на этой выставке. Он пришел, и у него горят глаза, и говорит: «Я понял! Меня уже много лет уговаривают прийти. А теперь я понял, для чего это надо. Это надо в первую очередь чтобы глаза в глаза повидаться с людьми». Это замечательная возможность встретиться с людьми, познакомиться с заказчиками, потому что зачастую, переписываясь в мессенджерах и почте, мы в глаза друг друга не видим. Когда подводишь своих молодых сотрудников, знакомишь их с людьми, они сразу удивляются: «Ой!» Так много лет общаются, столько лет наслышаны друг о друге, и вот увиделись, поговорили, улыбнулись. Это совсем другое. Я, например, встречаю здесь своих старых друзей или коллег, даже по 7/89. Где я могу их встретить, Анну из Владивостока или Серегу Цыпленкова из Калининграда? Это ж здорово! Раньше была хотя бы Грушинская конференция, которая то же самое давала нам: возможность общения. Но, к сожалению, она перешла в онлайн. Поэтому выставка – единственный инструмент живой межличностной коммуникации, и это здорово. Люди едут за этим. И это стоит того, чтобы стенд замутить там… А без стендов... Без стендов это будет не то. Не будет их, можно тогда и на дискотеке собраться. А тут подходишь к стенду и видишь, что сколько стоит, тебе рассказывают про какие-то свои достижения, узнаешь, кто сменил сферу деятельности, кто расширился, кто объединился, все это хорошо».

Елена Бондаренко, «Общественное мнение – Татарстан», Казань

«Общение, клиенты. Мы же предприниматели, у нас нет гарантированной ежемесячной зарплаты. Мы вынуждены обеспечивать ее себе сами, находиться всегда в движении… Социолога кормят ноги! Вот прямо сейчас за этим столом (указывает на стенд межрегионального объединения "Крепкий колхоз". – Прим. авт.) идет беседа с заказчиком».

3. «Новые задумки, новые проекты»

Выставка как инструмент развития горизонтальных связей

В этой категории Research Expo раскрывается в качестве площадки для фасилитации креативного исследовательского процесса. Ресерчеры получают возможность пообщаться друг с другом, и в процессе такого общения могут зародиться новые идеи, будь то новое исследование или рабочий лайфхак.

Юлия Кот, ФОМ, Москва

«Как мне кажется, то, что привлекает сюда людей, – это именно атмосфера партнерства и взаимодействия. И рассказать о своих ключевых проектах последнего года и как-то пообщаться. У нас нет цели что-то продать или найти клиентов. Мы хотим просто рассказать про нас в такой дружественной атмосфере. А в ответ коллеги что-то тоже рассказывают, что у них. На стыке этих рассказов могут возникать новые идеи, как делать проекты лучше. Так что в первую очередь это общение, обмен знаниями, информацией, посмотреть, что делают другие, найти какие-то идеи, на что можно самим посмотреть и что сделать».

Дмитрий Скворцов, МИГ «Маркис», Барнаул

«Я отвечу примером. В одном из последних наших проектов мы с людьми приехали в город, в котором предстояло проводить опрос, и весь первый день просто ходили, гуляли по городу, смотрели достопримечательности. Потому что не были готовы рабочие материалы. Потому что мы туда выехали моментально по эсэмэске, по сообщению в WhatsApp'е. Разве бы такое было возможно, если бы контакты между нами, участниками рынка, были сугубо формальными, а взаимодействие осуществлялось с соблюдением всех бюрократических и юридических процедур? Нет! Вот, как это происходит. Смс в субботу:

— Слушай, у меня тут срочный проект в соседнем с тобой регионе. Сможешь взять?

— А когда надо выезжать?

— Сегодня.

— Выезжаю.

А сегодня суббота! У меня даже бухгалтера нет на работе, чтобы рассчитать стоимость и счет выставить. А у него тоже никого в офисе нет, чтобы гарантийное письмо направить. И ничего! Моментально собираемся и выезжаем. Потому что тот, от кого пришло смс – это не просто строчка из адресной книги в телефоне, это человек, которого я знаю. И между нами есть главное, что должно быть в бизнесе, – доверие. А доверие возникает из вот такого общения на выставке и на других подобных собраниях. И в результате повышается… я хотел сказать «объем заказов на рынке», но на самом деле повышается «оборачиваемость средств», да и вообще бизнес идет благодаря этому».

Оксана Кузьмина, «Регион-СК», Ставрополь

«Приезжаю сюда для встречи с социологами. Я тут просто заряжаюсь. Это новые эмоции, возникает желание что-то предпринимать, творить. Я это определяю через эмоциональный эффект».

Поскольку установление горизонтальных связей невозможно без приятного общения, то в репликах коллег эти две прагматики – общение ради удовольствия и общение для выстраивания связей, для синергии – часто переплетались.

Сергей Цыпленков, «Калининградский социологический центр»

«Народ сюда приезжает ради возможности пообщаться. Expo – это место встречи. Это всё: обстановка, атмосфера, возможность увидеть тех, кого давно не видели. А не виделись мы давно: у многих полтора года прошло почти с последней встречи. Поэтому, когда Рома Оглоблин сказал, что за 1000 перевалило число зарегистрированных, я очень удивился, сказал: "Ничего себе! Платно?! Это вам не просто с улицы студенты пришли поесть!" Если говорить о том, что дает это общение со своими кроме приятных эмоций и зарядки энергией в прагматическом смысле, то и прагматика здесь тоже имеется. В любом случае где-то с кем-то поговорил, где-то что-то услышал, какую-то лекцию послушал. Все равно это обогащение, увеличение опыта. Да и деловые контакты завязываются».

Андрей Широких, Marketing Lab, Краснодар

Просто по коллегам мы скучаем – вот и приезжаем: сейчас всё в онлайне, и хочется лично встретиться, обняться. Ну и поддержка имиджа, для этого обязательно личное присутствие. Мне кажется, если бы я не ездил на эти мероприятия, нас бы никто и не знал. На самом деле к позиционированию в среде коллег-исследователей личное присутствие на Expo ведет однозначно! В этом году у меня и моих коллег новая задача – представить наше новое исследовательское объединение – Ассоциацию Исследователей России «СоциоЛайф». Мы еще совсем недавно образовались, только начинаем рассказывать о себе, но планируем занять в индустрии заметное место».

4. «Бизнес и удовольствие – вместе»

Выставка как инструмент маркетинга

Несмотря на примат неформальной ценности выставки над коммерческой выгодой, для некоторых участников исследовательской индустрии Expo сохраняет ценность в качестве направления инвестиций. Но даже в этом случае коллеги отмечают важность приятного общения с друзьями и единомышленниками.

Николай Березин, OnIn, Москва

«Выставка – это прекрасное место для живого общения с клиентами, для привлечения новых клиентов, которые о нас еще почему-то не знают, для сбора обратной связи от клиентов. Выставка, конечно, забирает деньги, но приносит значительно больше. Наши вложения в выставку всегда окупаются. Это бизнес. Но не менее важна человеческая, эмоциональная, тусовочная составляющая. Резюмируя, можно сказать: «Много прекрасных интересных людей и удовольствия. Бизнес и удовольствие – вместе».

Сергей Ислюков, «Перспектива», Ульяновск (объединение «Крепкий колхоз»)

«Начну с относительно неочевидного ответа. Нельзя же назвать общением переписку в WhatsApp'е «Получили ваше ТЗ, нам кажется разумной следующая цена». Здесь репертуар средств выражения (да и смыслов) достаточно беден. Другое дело – когда ты видишь лицо собеседника, а лучше всего собеседника целиком. В этом случае ты можешь улыбаться, использовать сорные слова, говорить всякую ерунду (смеется). Люди давно сообразили, что, когда они кучкуются вместе, становится веселее. Так что один из ответов на ваш вопрос – «For fun! Безобидно, интересно, весело». Каждый может прийти, себя показать, на людей посмотреть. 

Ну а очевидный ответ для нас состоит в следующем. Поскольку у нас коллаборация, конвергенция, кооперация трех компаний из разных регионов, мы должны ее как-то опредмечивать. Вот мы ее и опредмечиваем с помощью единого бренда «Крепкий колхоз» и соответствующих активностей, включая ежегодную исследовательскую выставку. И мы, конечно, заинтересованы, чтобы в сознании актуальных и потенциальных клиентов эта наша связка каким-то образом закрепилась и эффективно работала. В частности, что касается уже действующих клиентов, то встреча на выставке является способом подкрепления нашего присутствия в их информационном пространстве».

Наталья Галашова, ЦСМИ «Контекст», Томск

«Мне кажется, здесь здорово улавливаются тренды рынка. Здесь есть возможность неформально услышать от коллег то, что ты не замечал в открытом пространстве. И мне кажется, здесь просто весело, потому что жизнь сейчас такая… сложная, а это такое веселое, праздничное отраслевое событие… Вы спрашиваете, стоит ли оно того в бизнес-плане. Видите, в этом году мы уже со стендом. «Телетраст» – это наш коллективный стенд. ЦСМИ «Контекст» объединился еще с четырьмя компаниями, у нас коллективный стенд. Мы думаем, что стоит, потому что сейчас за заказчиков разворачивается острая борьба и выставка – то место, где их можно находить».

Алексей Пещаницкий, Смоленский центр права и социологии, Смоленск

«Я пришел сюда, чтобы пообщаться со всеми – давно всех не видел, хочется погрузиться в исследовательскую атмосферу, узнать, как дела на рынке именно изнутри. В личном общении всегда интереснее и продуктивнее об этом говорить. Более полная картина, более информативные ответы, и те люди, которые сегодня сюда пришли, представляют и исследователей, и потребителей соответствующих услуг, поэтому очень интересно проанализировать ответы тех и других и понять обстановку в целом. Приход на Expo, получается, тоже своего рода исследование».

5. Вызов, драйв и способ отвлечься

Выставка глазами организаторов

Ну и, конечно, Expo начинает играть новыми красками, новыми смыслами, если взглянуть на нее с точки зрения организаторов. Роману Бумагину удалось поговорить с двумя активнейшими членами оргкомитета выставки – Юлией Панченко и Романом Оглоблиным (Исследовательская компания «СОЦИС», Ярославль/Москва).

Роман Оглоблин, СОЦИС, Ярославль/Москва

Организация выставки – это всегда вызов, преодоление препятствий. Кроме того, организация выставки – это драйв. Наконец, в такой атмосфере (которая царила в обществе октябре 2022 года в момент проведения Research Expo. – Прим. авт.) организация выставки – это способ отвлечься, отключиться от внешней среды: нам два месяца некогда было новости читать. 

Юлия Панченко, СОЦИС, Ярославль/Москва

Ну, все-таки раз в неделю заходишь, волосы на голове начинают шевелиться, а ты их так аккуратно приглаживаешь и обратно за работу!

Роман Оглоблин

А если говорить не о смысле организации выставки, а о смысле самой выставки, то здесь присутствует как коммуникационная (тусовочная), так и бизнес-составляющая. Не зря же люди (и СОЦИС, в частности) тратят сотни тысяч рублей на стенды. Соответственно, на вопрос «можно ли назвать эту выставку ритуалом?» я отвечаю «нет». Это неправильное слово. Каждый раз, каждый год она разная. Меняется настрой, меняется аудитория. Например, в прошлом году было много студентов, в этот раз сделали платный вход – студентов гораздо меньше.

Юлия Панченко

Скорее, студентов нет вообще. И нет посторонних людей – тех, кому это просто неинтересно.

Роман Оглоблин

Это эксперимент, причем очень удачный. Пришло больше людей, чем мы планировали. Притом что многие в плохом настроении, многие уехали [из России. – Прим. авт.].

***

Центральным для этого эссе является вопрос «Откуда берется новое и как оно приживается?». События, которые регулярно происходят на протяжении долгого времени, обычно теряют свой изначальный смысл и превращаются в ритуал. Дни рождения, семейные праздники, корпоративы – все такие события являются для социальных акторов чем-то само собой разумеющимся, которое на деле сводится к встрече с родными или знакомыми в особой, необыденной обстановке. На мероприятиях-ритуалах люди чаще всего не осознают, зачем делаются те или иные вещи. По меткому выражению Пьера Бурдье «объективный смысл их деятельности владеет ими, потому что они его лишены».

С Research Expo мы видим качественно другую историю. Выставка обрела больше смыслов, чем было задумано изначально: об этом красноречиво говорит большое число исследователей, которые называют сразу несколько причин участия в этом ежегодном событии. При этом генезис новых смыслов происходит сам собой. На наш взгляд, это стало возможно благодаря тому, что выставка стала связующим звеном для исследовательского сообщества в России. Подобно приближающемуся Новому году Research Expo ценна для всех по своим причинам: кому-то важно увидеться со старыми друзьями, кто-то ожидает «перезагрузки» и новых сил для достижения целей, а кто-то, как и в детстве, ждет подарков в виде новых клиентов. Поэтому трудно сказать, что Research Expo – просто дань уважения сложившейся традиции. Несмотря на разные причины участия, всех исследователей, хотя бы раз посетивших выставку, объединяет теплое чувство, которое хочется испытывать вновь и вновь.  

МАКСИМ ЧЕПУРНЫХ. ФОМ ПРИ УЧАСТИИ РОМАНА БУМАГИНА. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ