Руководитель Департамента сбора данных ФОМ Екатерина Седых рассказала о том, как меняются требования рынка к технологиям сбора данных, и перечислила некоторые распространённые барьеры, препятствующие внедрению планшетов
Планшетизация – не новый тренд в отечественной опросной индустрии, однако этот процесс ещё далёк от завершения. Руководитель Департамента сбора данных ФОМ Екатерина Седых рассказала о взрывном росте использования планшетов в 2019 году и некоторых барьерах, стоящих на пути их повсеместного использования.
«Впервые в этом году региональные Партнёры в 69 регионах полностью или частично использовали планшеты в работе над вторым проектом МегаФОМ. Для сравнения, при проведении первого МегаФОМа в начале 2019 года эту возможность полностью или частично использовали всего в 19 регионах. Таким образом, за полгода количество планшетизированных регионов увеличилось более, чем в 3,5 раза. А число анкет, собранных с помощью электронных устройств, выросло с 6 до 20 тыс. штук, что составляет почти треть всей выборки.
Мы понимаем, что внедрение планшетов – это процесс, связанный с объективными трудностями. И речь не только о приобретении новой техники и освоении навыков работы с ней. Значительная часть проблем связана с психологическими и культурными барьерами. В отдельных регионах интервьюеры просто-напросто боятся брать с собой планшеты, опасаясь за сохранность техники. Обоснованы эти страхи или нет, сказать трудно. Но понять людей можно, ведь иногда приходится ехать в не самые благополучные районы, и работать там уже после захода солнца.
Аудиоконтроль даёт нам возможность быть уверенными в качестве данных, но для некоторых интервьюеров «работа под запись» становится барьером. Для формирования такой привычки нужно время и работа по обучению. Да и сами респонденты порой воспринимают планшеты не слишком приветливо. Нам приходилось слышать о ситуациях, когда респонденты с подозрением относятся к тому, что их общение фиксируется с помощью прибора, который «что-то куда-то передаёт».
Мы неоднократно думали над тем, как сделать планшет более дружелюбным для респондентов. Есть идея о том, что на стороне планшета, которую видит респондент, можно разместить информацию, которая будет располагать людей. Например, телефон, по которому респондент может обратиться, если у него есть какие-то вопросы об исследовании и комментарии о работе интервьюера.
Но, в целом, на сегодняшний день планшеты остаются наиболее верным средством, гарантирующим качество и надёжность данных. Ключевой момент в том, что это понимаем не только мы, но и наши заказчики. Сегодня на стороне заказчика работают профессионалы – эксперты в работе с данными, разбирающиеся в процессах их сбора. Они понимают, как всё устроено.
Сейчас очень часто у нас запрашивают детальную информацию по поводу поля: точки опроса, интенсивность проведения, какие были отклонения, детализируют отклонения по квотам. И, конечно, спрашивают про долю планшетов, понимая, что это гарантия качества данных, гарантия того, что контроль был проведён на должном уровне и мы передаём им массив с реальными цифрами.
Планшетизация – это не просто попытки выглядеть «прогрессивными». Это процесс, влияющий на качество, и нужно признать, что без планшетов контроль на всех этапах становится гораздо сложней. У нас были истории, когда только с помощью аудиоконтроля бригадиры обнаруживали некачественную работу интервьюеров, нанятых для конкретной задачи не из числа постоянных и проверенных людей. Разумеется, это было разочарование для всех.
Есть один недавний пример. В результатах одного проекта мы обнаружили нетипичную реакцию респондентов на один стандартный вопрос об отношении к власти. В одном конкретном регионе люди чаще обычного выбирали вариант «затрудняюсь ответить». Стали разбираться и выяснили, что в этом регионе есть значительное расхождение между данными с планшетов и данными бумажных анкет. В итоге оказалось, что интервьюеры коллективно решили в нескольких вопросах проставить «затрудняюсь», чтобы сэкономить время. В данных, собранных с помощью планшетов, мы гораздо быстрее смогли бы выявить такую фальсификацию, если бы у интервьюеров вообще возник соблазн пойти на это.
От подобных ситуаций не выигрывает никто. Поэтому планшетизация становится нашей общей задачей. Благодаря этому процессу наши взаимоотношения с Партнёрами становятся более прочными, а заказчики более уверены в результате. Если у региональных Партнёров возникают какие-то пожелания или вопросы – мы всегда готовы и рады их обсудить, вместе найти решения проблем. Мы всегда открыты для диалога».