ФОМ запускает серию исследований опросной индустрии и приглашает руководителей исследовательских компаний-партнеров предлагать темы и методы возможных исследований, дизайн экспериментов, а также участвовать в самоисследованиях в качестве респондентов и корреспондентов.
За последние 30 лет в России сформировалась полноценная индустрия социальных и маркетинговых исследований. Возник рынок: спрос, продуктовая линейка, единые стандарты качества. Ответившая на потребности рынка система образования насытила этот рынок кадрами: социологами, маркетологами, социальными психологами и др. Наконец, по всей стране возникло множество исследовательских центров, которые выступают ядром индустрии.
Мы все вместе каждый год производим тысячи тонн аналитических и методических отчетов, проводим миллионы интервью, публикуем сотни статей в профессиональных и научных изданиях. Эта работа по большей части рутинизирована и стандартизирована. Но в этой размеченной, упорядоченной повседневности редко возникает возможность задуматься о тех смыслах, которые когда-то привели основателей и сотрудников исследовательских компаний в профессию и движут ими сейчас.
Прошло 30 лет. Мы (все вместе взятые представители индустрии) изучили десятки сохранившихся с советских времен и возникших в новое время отраслей, но до сих пор немного знаем о том, как устроена наша собственная отрасль. Многое уже сделано и делается. Группа 7/89 составляет ежегодный рейтинг исследовательских компаний, ОИРОМ, ESOMAR проводят исследования объемов и специфики рынка, Борис Докторов опубликовал ряд биографий российских социологов, команда Дмитрия Рогозина в РАНХиГС ведет программу по изучению профессии полевого интервьюера.
ФОМ хотел бы внести свой вклад в изучение нашей индустрии, заполнить часть белых пятен на карте профессии. Мы хотим провести ряд исследований исследователей – тех, кто работает на рынке и формирует этот рынок своим ежедневным трудом. При этом мы сместили бы акцент со статистики, с цифр – на смыслы. Это не означает отказа от использования количественных методов, просто итогом любых – и количественных, и качественных – исследований должно стать приращение знания о представлениях людей, вовлеченных в исследовательскую работу.
Кто мы? Какими мечтами и устремлениями живем, чего хотим, ради чего работаем? Есть ли у нас цель, или мы движемся, подчиняясь рутине и череде заранее запрограммированных событий? Ответы на эти вопросы позволят наполнить взаимодействие ФОМ и Партнеров объединяющими смыслами и видами активности, повысить эффективность совместной работы, максимизировать ее полезность для обеих сторон.
Для примера и наглядности – чтобы показать, чтó мы понимаем под самоисследованиями, – предлагаем следующую тему: «Портрет сквозь призму Проекта». Давайте попробуем описать себя через те проекты, к которым мы неравнодушны. У нас получился такой топик-гайд:
В обобщенном виде мы опубликуем результаты этого пилотного мини-исследования на Поле.ФОМ в тематическом разделе «Самоисследования». Также будет серия публикаций в научной периодике. А если удастся заручиться персональным согласием Партнеров, мы сможем опубликовать здесь и индивидуальные ответы целиком – в виде кейсов, сопровождая каждый такой кейс небольшим описанием Партнера. Расскажем о совместных проектах, нашем сотрудничестве и о том, как Вы помогаете ФОМ в постоянной работе.
Нам кажется, наши мечты, наши «лайки» и наши «мы сделали это» говорят о наших профессиональных навыках и потенциале больше, чем безупречные красочные страницы наших официальных веб-сайтов.