Две недели назад ФОМ представил своим Партнёрам проект бейджа для интервьюеров. За это время мы получили множество отзывов. Они были упорядочены и рассмотрены специальной рабочей группой, которая утвердила пакет поправок к первоначальному проекту нагрудного удостоверения.
Для этого было организовано совещание с участием представителей четырёх сфер: специалисты по PR, юристы, дизайнеры, полевые координаторы. Собравшись на часовую экспресс-экспертизу, сотрудники ФОМ обсудили полученные 20 откликов.
Первым рассмотренным предложением стало уменьшение размеров бейджа (10,5х15 см) – их предлагали уменьшить на треть, в два раза, урезать до размеров 11х8 или 12х8 см и даже до размеров визитной карточки: 9х6, 8х6 см. Комментируя это предложение, дизайнеры отметили, что уменьшить размеры возможно, но при этом придётся пожертвовать частью элементов, сократить количество информации на бейдже, иначе текст станет нечитаемым. Против этого выступили пиарщики и юристы: если сократить объем данных, бейдж потеряет в убедительности и информативности, текущий объем данных – необходимый минимум.
1/4
Затем шли предложения расшифровать аббревиатуру ФОМ и перенести логотип ФОМ из нижнего угла в верхний. В первом случае выяснилось, что вопрос расшифровки не так прост. ФОМ – зарегистрированная торговая марка, которой одновременно пользуются Фонд «Общественное мнение» и ООО «инФОМ». Именно инФОМ выступает заказчиком полевых работ в регионах. Этот момент уже отражен на бейдже. Безболезненно вписать сюда еще и название фонда, не добавляя целого абзаца текста с пояснениями, не получится. Что касается идеи передвинуть логотип ФОМ наверх, то такая расстановка акцентов несколько сбивала бы с толку: создавалось бы впечатление, что носитель бейджа – интервьюер ФОМ. Поэтому в представленном проекте была использована конструкция, которую ее авторы назвали «трехэтажной»: компания «N» (вот ее логотип), подтверждает, что интервьюер «ФИО» (вот его фото) является ее сотрудником, и действует по заказу ФОМ (ФОМ – внизу).
Наряду с размерами активное обсуждение вызвал цвет бейджа. Красный цвет проектного варианта просили сделать помягче или заменить «менее коммунистическим», предлагались варианты «синим по белому» и фон цветов государственного флага России. Прислушавшись к мнению Партнёров, мы решили сделать его мягче за счёт добавления белого. В то же время у всех компаний есть свои предписания по использованию фирменного стиля, за которые нельзя выходить. Красный – фирменный цвет ФОМ, выделяющий его на фоне других участников опросной индустрии. Кроме того, бейдж на белом фоне не будет так солидно и убедительно смотреться, как серьёзный красный, который труднее подделать.
Далее обсуждалась идея сделать бейдж двусторонним, и это предложение было принято – на оборотной стороне будут информация о компании-партнёре (ОГРН, ИНН), срок действия бейджа, печать компании-партнёра. При этом печатать ли данные на оборотной стороне или оставить ее пустой, белой, каждый Партнёр сможет решать исходя из собственных представлений о целесообразности.
Совсем не вызвало дискуссии предложение добавить отчество интервьюера. Конечно! В тех случаях когда этому конкретному сотруднику комфортнее обращение по имени-отчеству, нужно добавлять эту информацию.
1/3
Базовый вариант бейджа
Были также предложения сделать два варианта бейджа – с фотографией интервьюера и без неё (были и голоса в защиту наличия фото как вызывающего более доверительное отношение, а также защищающего при утере бейджа и от необходимости предъявлять паспорт). В дискуссии прозвучала даже рекомендация использовать красивые фотографии, а не как на паспорт или надгробие.
По самому наличию фотографии на бейдже голоса экспертов разделились, поэтому этот вопрос решили задать непосредственно тем, кто будет бейджем пользоваться наряду с региональными интервьюерами – московским интервьюерам ФОМ, чуть позже собравшимся на семинар по вопросам безопасности и общению с полицией (о нём мы расскажем позднее). 17 из 19 опрошенных интервьюеров сказали, что фотография нужна. В итоге ФОМ подготовит два варианта бейджа – с фотографией и без, но рекомендует Партнёрам печатать бейджи с фотографиями сотрудников.
Обсудили и указание на ФОМ как организацию, занимающуюся опросами общественного мнения уже 27 лет. Конечно, как справедливо заметили некоторые участники онлайн-обсуждения, придётся ежегодно менять бейджи ради уточнения опыта работы на рынке, и рассматривалось написание «с 1992 года». Но вариант «27 лет» содержит в себе защитный механизм – от злоупотребления недобросовестными интервьюерами или при утере бейджа, а также дает возможность вносить по мере необходимости правки в визуализацию документа. Кроме того, «27 лет» – это солидный опыт, а 1992 год может вызвать негативные ассоциации, считают некоторые сотрудники ФОМ.
По мере готовности макет бейджа будет разослан Партнёрам; в нём будут фиксированная информация и редактируемые поля. Для того чтобы ФОМу и его Партнёрам не погрязнуть в бумажной волоките с разрешением на использование персональных данных интервьюеров, размещение на бейджах фотографий и имени-фамилии сотрудников будет прерогативой Партнёров.