Дайджест об актуальных исследованиях и методиках
Возможность исследованием спасти чью-то жизнь – редкий случай для профессионального ресёрчера. Но иногда и к большому счастью такие исследования случаются.
Недавно мы публиковали материал о том, как исследование ФОМ помогло предотвратить одну из распространенных причин гибели детей. Ещё один пример такого исследования — работа Консорциума женских НПО о домашнем насилии, и мы надеемся, она тоже приведёт к решениям, которые помогут спасти жизни.
Каждый год в России 66% женщин, из числа погибших насильственной смертью, становятся жертвами домашнего насилия. Такие пугающие данные были получены победителями хакатона Новой газеты и Теплицы социальных технологий в результате анализа 81136 приговоров судов, вынесенных с 2011 по 2019 год.
Эта цифра соотносится с мировой статистикой: согласно докладу ООН за 2018 год, 58% от общего количества убитых в мире женщин погибло от домашнего насилия. Россия по этому показателю, как это часто бывает в международных рейтингах, оказывается в невыгодном соседстве с Африкой, где этот показатель самый высокий в мире (69%). Для сравнения: в странах Европы он составляет 38%.
Проблема домашнего насилия в России носит латентный характер: в нашем законодательстве просто-напросто отсутствует такое определение. Поэтому для анализа текстов судебных решений авторы исследования создали и обучили алгоритм, который позволял определить, касается ли приговор домашнего насилия или нет. Классифицировать приговоры алгоритм смог, соотнося их тексты с корпусом из 5,5 тыс. слов и фраз, относящихся к теме взаимодействия с партнёром, родственниками или описывающих бытовые ситуации.
Подробнее о результатах и методике исследования домашнего насилия читайте в материале Новой газеты.
Идея о том, что социальные сети могут негативно влиять на психическое состояние людей вряд ли может удивить. Однако эту связь достаточно сложно доказать. В этом направлении продвинулись сингапурские исследователи. На протяжени трех лет они опрашивали пользователей Facebook.
Общесингапурское онлайн-исследование началось в 2016 году. В нем приняли участие 1240 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Смертности панели была достаточно высокой — за три года из исследования по ряду причин выбыли две трети участников. В итоге в выборке остались лишь 355 человек. Эти респонденты ежедневно проводили в Facebook в среднем около двух с половиной часов.
Исследование показало, что люди с признаками депрессии начинают проводить в соцсети еще больше времени, всё глубже погружаясь в порочный круг депрессии. Боолее активное использование Facebook вызывало более высокий уровень зависти, что затем приводило к более глубоким депрессивным состояниям.
«Теория социального ранга гласит, что мы потоянно участвуем в социальном сравнении [себя с другими], что неизбежно, потому что именно так мы понимаем нашу собственную социальную идентичность. Но этот процесс сравнения может привести к тому, что мы чувствуем подавленность, когда видим, что у кого-то больше ресурсов, чем у нас», — прокомментировал результаты исслдеования профессор Наньянского технологического университета, организовавшего исслдеование, Эдсон Тандок-младший.
Подробности читайте в материале «Facebook затягивает людей в «порочный круг депрессии» — исследование»
«Хватить сидеть в Facebook, займись спортом!» – мысль, которая многим приходила в голову хотя бы раз в жизни. Подтверждается это и результатами совместного исследования IPSOS и Всемирного Экономического Форума, согласно данным которого 58% россиян хотят заниматься спортом больше, чем в настоящее время.
Участниками исследования, которое проходило с 25 июня по 9 июля 2021, стали 21503 взрослых из 29 стран.
Россия в глобальном рейтинге оказалась на 4 месте с 9,2 часами в неделю. Самые спортивные - жители Нидерландов – в среднем тратят на спорт 12,8 часов в неделю. Самые неактивные - жители Японии – уделяют спортивным занятиям меньше 3,3 часа, а примерно треть опрошенных японцев заявили, что обычно вообще не занимаются спортом.
Основное препятствие для занятий респонденты видят в нехватке времени (37%). На нехватку денег ссылаются 18% опрошенных, а неблагоприятные погодные условия — барьер для 17%. При этом почти каждый пятый (22%) уверен, что для него не существует преград, мешающих заниматься спортом.
Вопрос, который оставляет после себя это исследование — «А, может, японцы просто самые честные?»
Подробнее об исследовании и о том, какие барьеры встают на пути к занятию спортом, читайте в материале «Россияне хотят больше заниматься спортом, но им не хватает времени»
Эффект IKEA — когнитивное искажение, проявляющееся в том, что покупатель выше оценивает тот товар, в создании которого сам принимал участие. Вещь вроде бы интуитивно понятная, однако в науке всё требует доказательств. И доказательства эти предоставил доктор Майкл Нортон из Гарвардской Школы бизнеса в 2011 году по итогам серии экспериментов.
Во время первого испытуемым предлагалось самостоятельно собрать мебель IKEA и оценить ее стоимость, а затем оценить стоимость уже собранной мебели. Свой труд участники оценивали выше.
Второй эксперимент касался уже не мебели, а оригами. Люди из первой группы делали журавликов и лягушек из бумаги, а затем оценивали собственную работу. Затем была набрана новая группа испытуемых, которым предлагалось оценить оригами первой группы, а также назвать цену, которую они будут готовы заплатить за такие же изделия, но изготовленные профессионалом в искусстве оригами. Оригами профессионалов закономерно были оценены выше, чем фигурки участников исследования. Тем не менее, люди из первой группы (тех, кто принимал участие в создании оригами) оценили свою работу так же высоко, как работу профессионалов.
В заключительном эксперименте также принимали участие две группы. Первая группа осуществляла полную сборку мебели IKEA, а вторая частичную. Затем обе группы оценивали эти объекты. Выяснилось, что участники, которые осуществляли полную сборку мебели, были готовы платить за товар больше, чем те, что осуществляли лишь частичную сборку.
Но эффект IKEA, и это тоже установили исследователи, может легко быть легко рассеивается, когда задание становится для человека слишком сложным, и человек не видит результата своей работы.
Больше об эффекте IKEA можно прочитать в материале «Эффект IKEA».