На круглом столе о взаимодействии Партнёров на Форуме полевых интервьюеров подняли темы доверия, конкуренции и партнерства
На проходившем в сентябре в Санкт-Петербурге III Форуме полевых интервьюеров состоялся круглый стол «Взаимодействие партнеров при реализации полевых коммерческих проектов», собравший более пятидесяти руководителей и представителей исследовательских организаций со всей России. Двумя центральными темами круглого стола стали взаимодействие отраслевых игроков по оси «столица-регионы» и взаимодействие между региональными компаниями. В первом случае коллеги пытались переопределить понятие партнерства с учетом заведомо асимметричных статусов компании-заказчика (который, как правило, находится в столице) и компании-исполнителя (как правило, находится в регионе и выполняет лишь часть заказа). В рамках второй темы обсуждались вопросы взаимодействия между региональными компаниями: кто они друг другу – конкуренты или партнеры? Провозглашённые в самом начале сессии три принципа – без плача, без ярлыков, без ограничений – помогли сделать дискуссию живой и наполненной конструктивными смыслами.
Модератором круглого стола выступила руководитель исследовательских проектов астраханской исследовательской компании MIRACULUM Research Group Юлия Кормушина. Она же и начала своим выступлением эту сессию форума, озвучив результаты проведённого её компанией инициативного исследования исследовательского сообщества. В начале сентября в преддверье питерского мероприятия MIRACULUM Research Group провела онлайн-опрос 175 участников опросной индустрии. Более 80% респондентов составили руководители компаний, в основном представляющих коммерческий сектор (78,1%), в основном исполнителей исследований (58,9% – чисто исполнитель; 39,4% – и заказчик, и исполнитель). Поскольку на Поле.ФОМ есть рубрика «Исследуем себя», мы попросили Юлию поделиться результатами такого самоисследования с отсутствовавшими на форуме читателями нашего издания.
Долги и доверие. Фактически это было исследование о доверии между участниками индустрии сквозь призму их отношения к деньгам – к авансам и долгам.
У коллег по цеху обнаружилось достаточное толерантное отношение к дебиторской задолженности. Подавляющее большинство региональных компаний в ситуации возникновения задолженности продолжают вести переговоры с партнёром-должником, в том числе официально обращаясь к руководству компании. Часть переводит переговоры в конфликтный режим (например, пишут эмоциональные письма с предупреждениями или угрозами). Некоторые ничего не предпринимают, ожидая действий со стороны партнера, и лишь немногие обращаются к юридическим методам взыскания задолженности.
1/5
Слайды из презентации Юлии Кормушиной, MIRACULUM Research Group
Размеры долгов. Конечно, толерантность к задолженностям распространяется в основном на умеренные суммы – у 88% это суммы до 250.000 рублей. Однако у 1,4% респондентов (т.е. у одной компании) сумма дебиторской задолженности была в диапазоне 15-20 млн. рублей. Обнародование этого слайда вызвало бурную реакцию. Как выяснилось, руководитель этой компании тоже находился в зале. Коллеги обменялись личным опытом по внесудебному и судебному урегулированию споров.
Один из участников дискуссии рекомендовал дебитору в судебном порядке установить эту задолженность и следом направить иск о признании должника банкротом. Его можно подавать при установленной задолженности свыше 300.000 рублей. По сумме требований видно, что должник – крупная федеральная компания. «Представляете, – посоветовали дебитору, – вы всего за какие-то 15-20 млн. рублей перехватите контроль над крупной федеральной компанией с миллиардными оборотами. Ведь лицо, подавшее иск о признании должника банкротом, имеет право предлагать кандидатуру арбитражного управляющего».
Скептики усомнились в эффективности отечественной судебной системы и арбитражного судопроизводства в частности, однако присутствовавший на круглом столе коммерческий директор агентства маркетинговых исследований МА ПРАКТИКА (г. Москва) Николай Рязанцев развеял их сомнения, рассказав о собственном опыте участия и победы в арбитражных процессах по взысканию задолженности. Часть дел, в которых суд встал на сторону МА ПРАКТИКА, компания выиграла заочно, подав иски дистанционно через систему КАД Арбитр.
В целом, по итогам этой части дискуссии коллеги пришли к консенсусу, что в российской исследовательской индустрии присутствует доверие между заказчиками и исполнителями – каждый готов приступить к выполнению своих обязательств по договору, не озадачиваясь вопросом гарантий. И такой поход работает многие годы, что свидетельствует о зрелости индустрии, её наполненности ответственными игроками.
Доклад Андрея Широких, руководителя краснодарской исследовательской компании Marketing LAB, был посвящён другой важной теме: возможно ли партнёрское сотрудничество между находящимися в конкурентном антагонизме друг к другу исследовательскими компаниями?
Основные посылки и выводы. В данный момент в России есть 517 компаний, осуществляющих коммерческую деятельность, связанную с маркетинговыми и социологическими исследованиями*. Их можно разделить на три типа:
Как видно, «регионалы» – самая многочисленная группа, ее численность почти в три раза превышает совокупное число двух других; от специалистов этой категории зависит качество сбора исследовательских данных. При этом высока конкуренция с самыми разными методами борьбы за рынок, плюс к тому очень часто «регионалов» критикуют за низкое качество работы.
1/3
Слайды из презентации Андрея Широких, Marketing LAB
«Регионалы» при сохранении цен на работы семи-десятилетней давности во многих случаях кредитуют, спонсируют запуск проекта или вкладываются в технологическое оснащение для выполнения условий технических заданий. Только в единичных случаях заказчики готовы повышать стоимость работ и выплачивать аванс, чтобы не тормозить полноценную работу региональных исследовательских компаний. В этой ситуации имеет смысл превращать конкурентов в партнёров и налаживать позитивное взаимодействие, а не воевать с конкурентами в регионе.
Для достижения этой цели можно наладить взаимодействие в вопросах, напрямую не касающихся заказчиков и бюджетов. Например, проводить совместные проблемно-ориентированные круглые столы или семинары, посвящённые состоянию сферы исследований в конкретном регионе**. Такие мероприятия смогут повысить профессиональный уровень партнёров, привлекут внимание и сформируют определённый запрос среди потенциальных прямых заказчиков. Также важно совместно включаться в подготовку студентов профильных специальностей, передавая им наработанный практический опыт и знания, задавая согласованные правила работы.
Несколько сложнее будет повысить качество работы интервьюеров, ведь зачастую интервьюеры «кочуют» из компании в компанию, что не оправдывает для владельца компании вложений в их обучение. Разделение же затрат на несколько партнеров и проведение совместных обучающих тренингов (например, школа полевого интервьюера) сделает обучение и практическую информацию более доступной.