• Истории

Онлайн-фокус-группы о проблемах малого бизнеса: от методологического эксперимента в большому исследованию

Как возник проект межрегионального инициативного исследования о проблемах малого бизнеса

qr-code
Онлайн-фокус-группы о проблемах малого бизнеса: от методологического эксперимента в большому исследованию

Хотелось бы написать «парадоксально», но за время пандемии такие «парадоксы» стали абсолютно привычными: в изоляции мы стали общаться чаще. В последние месяцы мы регулярно встречались c нашими Партнёрами на онлайн-мастер-классах и конференциях, а ещё накопили большой архив почтовой переписки. Одним из главных итогов этой большой коммуникации стал инициативный проект, в котором так или иначе поучаствовала, наверное, треть региональных исследовательских компаний.

Дело в том, что, начав в апреле обсуждать с Партнёрами опыт переноса фокус-групп в онлайн, мы не смогли остановиться. И теперь спустя три месяца завершён и готовится к публикации отчёт по масштабному качественному исследованию о том, как малый бизнес пережил первую волну коронакризиса, о последствиях и уроках двухмесячной остановки общественной жизни.

Благодарим всех участников индустрии, которые своим энтузиазмом и исследовательским интересом помогли исследованию состояться. За плечами у объединенной исследовательской группы, в которую вошли 24 компании со всей страны, несколько десятков фокус-групп в разных регионах, глубинные интервью и много проектной коммуникации по всем каналам сразу. Впереди – публичная презентация и обсуждение результатов.

А в этой статье мы расскажем, как из методологической дискуссии вырос живой и важный для нас всех проект.

Всему пришел онлайн

В конце марта коронавирус вынудил большинство компаний остановить face-to-face поля. Часть регулярных опросов ушла в CATI, а на исследовательском рынке актуализировался общий тренд диджитализации рабочих процессов. Дискуссия об уходе в онлайн не обошла стороной и качественные методы. Конечно, у ФОМ был опыт проведения дистанционных фокус-групп, но мы проводили их формате форума: в течение нескольких дней информанты отвечали на вопросы, последовательно публикуемые модератором.

А вот так, чтобы общаться с информантами в многопользовательском видеочате в течение непрерывной полуторачасовой сессии, в ФОМ обычно не делали. И изоляция, породившая потребность в методах дистанционного интервьюирования и вызвавшая бум сервисов и практик онлайн-коммуникации, наконец, нас к этому подтолкнула.

Мы понимали, что жизнь подталкивает к этому не нас одних, и у коллег по цеху также есть запрос на освоение дистанционных качественных методов. За опытом мы обратились к открытым источникам и опубликовали на Поле.ФОМ статью независимого исследователя из Москвы Дарьи Шмидт:

Сразу после публикации этой статьи мы с подачи Лейлы Васильевой, главы группы качественных методов ФОМ, модератора с 30-летним стажем, решили организовать методическую онлайн-конференцию (воркшоп) в Teams. Для многих Партнёров метод был уже вполне привычным и обкатанным, мы хотели услышать их впечатления и практические советы. И, конечно, было важно, чтобы те, кто не имеет онлайн-опыта, могли задать вопросы и получить представление об этом рабочем инструменте. Пришло более 100 человек: 

Помимо методических инсайтов, которыми спикеры из разных регионов поделились в ходе конференции, оказалось, что многим интересно было бы попрактиковаться. Примерно 30 гостей мероприятия решили продолжить общение в учебных онлайн-фокус-группах.

Так спонтанно образовалось небольшое межрегиональное сообщество исследователей, объединенных общей задачей: освоить метод онлайн-фокус-групп, изучить его возможности и ограничения. Над темой долго не думали и следующие две фокус-группы, примерив на себя роли участников и модераторов, коллеги рассуждали об особенностях жизни в коронавирусную эпоху. Формат был следующий: полтора часа длилась сама группа, затем 40-минутная рефлексия на тему только что только что пройденного и пережитого.

Уверенность в том, что всё получится и с реальными информантами пришла уже после первой группы. Теперь нужно было подумать над концепцией будущего исследования.

Фокус на малый бизнес

Сфокусировать исследование на проблемах малого бизнеса предложил Александр Ослон, и эта идея нашла поддержку среди участников проекта. За несколько дней совместными усилиями подготовили гайд – и в поле!

Предприятия малого бизнеса оказались крайне чувствительны к кризису, вызванному пандемией и ведением ограничительных мер. Так, согласно исследованию ФОМ, с середины марта каждый третий из работающих на себя был вынужден приостановить бизнес или рабочую деятельность, примерно у такой же доли респондентов снизились доходы. Кроме того, общее оздоровление экономики после кризиса во многом зависит от того, как предприниматели адаптируются к новым условиям и какие рыночные стратегии выберут для восстановления своего дохода.

Не стоит забывать и том, что большинство региональных компаний на нашем рынке также представляют малый бизнес. И беседы на фокус-группах и интервью стали не только погружением в проблемное поле объекта, но и разговором об общих проблемах. Ещё одно преимущество темы – возможность отказаться от стимулирования информантов.

С кем и о чем беседовали

Проект не имеет заказчика, поэтому возможность организовать рекрут своими силами без дополнительных стимулов оказалась жизненно важна, чтобы исследование вообще состоялось. И здесь выбор темы тоже сыграл свою роль: как представители малого бизнеса многие Партнеры ФОМ являются участниками локальных бизнес-сообществ, общаются и дружат с региональными бизнесменами. Поэтому к участию в групповых и индивидуальных интервью на добровольных началах удалось привлечь представителей самых разных направлений бизнеса.

В каждой фокус-группе участвовали от двух до шести предпринимателей, представляющих разные направления бизнеса. Средний состав одной группы – четыре человека. Именно такую численность для обеспечения оптимальной групповой динамики рекомендовали наши эксперты Сергей Цыплёнков, руководитель Калининградского социологического центра и Дарья Шмидт. Отраслевой разброс оказался пределено широким: создание программного обеспечения, общепит, производство электротоваров, грузоперевозки, типографское дело, пошив одежды, производство мебели, частная медицина, частное школьное и дошкольное образование, строительство, ремонт квартир, коммерческие арендодатели, аутсорсинг кальяна — и это далеко не всё, ведь в исследовании приняли участие 110 предпринимателей от Чукотки до Калининграда.

В фокусе внимания были пять моментов: эмоциональная реакции предпринимателей на кризис, стратегии адаптации, оценка действий государства и запрос к государству, сценарии будущего. Более детально обсудить индивидуальные истории получилось в глубинных интервью с информантами.

Децентрализованный отчет

Всего в инициативном проекте приняло участие 24 компании, включая ФОМ, которые в сумме провели 26 фокус-групп и 13 грубинных интервью. Таким образом, в распоряжении команды оказалось почти 40 транскриптов. Дальнейшую работу с ними мы решили выстроить не совсем стандартным способом.

Для его обозначения больше всего подходит слово «децентрализованный». Не только потому, что над финальным отчётом трудились почти все организаторы исследования, а не ограниченная группа столичных аналитиков. Фокус-группы и интервью, которые в своих регионах провели исследователи, можно в каком-то смысле назвать разведывательными. По итогам этих групп члены команды определяли основные темы и выводы, о которых хотят рассказать в финальном отчете. Однако на анализе собственных транскриптов работа не заканчивалась.

Чтобы итоговый текст не превратился в сумму разрозненных отчетов, чтобы он был скреплен единой смысловой осью, участники проекта договорились, что каждый возьмет по одной интересующей его теме и напишет короткое эссе, опираясь на весь массив транскриптов, собранных межрегиональной исследовательской командой. Не всем удалось в это трудное время найти 20-30 часов, чтобы проделать такую объемную аналитическю работу. Но в итоге 16 авторов представили полтора десятка эссе, которые, объединенные в пять больших глав, составили 170-страничный «Отчет межрегиональной исследовательской группы о состоянии малого бизнеса в период пандемии».

***

Казалось бы, осталось только изложить основные итоги в более коротком и доступном формате презентации и попробовать придать данным публичность. Безусловно! Но собранного в ходе исследования материала вполне хватит на несколько книг: российский малый бизнес в период пандемии, методология онлайн фокус-групп, опыт организации горизонтальных исследовательских сообществ — темы, которые заслуживают отдельных многостраничных форматов. Однако, сначала всё-таки презентация...

ИВАН ГРИБОВ. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд Общественное Мнение