• Репортажи

Падал прошлогодний снег

РИК-2020 об объекте, которого больше нет

qr-code
Падал прошлогодний снег

В последние дни апреля состоялась – в два этапа – презентация итогов исследовательского проекта Ассоциации «Группа 7/89» РИК-2020. Доклад члена рабочей группы проекта Василия Токарева, по обыкновению предельно детальный, всесторонний и честный, в этот раз отличался еще большей откровенностью и трезвым пессимизмом. Многие в нашей индустрии воспринимают РИК, этот важный элемент отраслевой инфраструктуры, как этакий «рисерчерский Оскар», ставшее традицией торжественное мероприятие с виртуальной красной дорожкой и виртуальными золотыми статуэтками за «лучшую» четкость организации полевых работ, финансовую выгодность, комфортность сотрудничества и так далее. Если первая часть доклада, презентованная 23 апреля, в той или иной мере вписывалась в этот формат, то вторая часть, представленная в последний рабочий день «нерабочего» апреля и посвященная ситуации на рынке, содержала совсем другие акценты.

Изначально рассказать о результатах последней волны этого [почти] ежегодного исследования его авторы и организаторы планировали в рамках Грушинской конференции 2 апреля. Но из-за отмены самой конференции и наступившего следом за ней тотального локаута, потребовавшего от всех участников исследовательской индустрии мобилизации организационных ресурсов на адаптацию бизнес-процессов к новой реальности, доклад об итогах РИК пришлось отложить почти на месяц. Эта пауза оказалась не просто переносом некоторого события на более поздний срок. Она поместила совокупный месседж авторов в радикально иной контекст, в абсолютно новую рамку и тем самым придала всему исследованию совершенно неожиданное, незапланированное звучание.

Основная часть. Главной для нас в ФОМ стала вторая часть доклада – та, где рассказывалось о пложении региональных компаний. Первый содержательный слайд этого доклада назывался «Падал прошлогодний снег». Это название мы и вынесли в заголовок нашей статьи.

Первый содержательный слайд презентации РИК-2020 (Часть 2)

Изящный тезис Василия Токарева состоит в том, что, хотя РИК-2020 дал богатый материал о состоянии объекта «российская исследовательская индустрия» по состоянию на начало 2020 года, этого объекта больше не существует. В этом смысле итоги РИК можно сравнить с опубликованным недавно ремастерингом фильма о Сан-Франциско, снятого всего за четыре дня до землетрясения, которое разрушило 80% всех зданий в городе. Красочно, информативно, реалистично, четко и в цвете. Кажется, протяни руку и сможешь пощупать. Но этого города и этих людей больше нет.

qr-code Отсканируйте QR-код, расположенный выше, с помощью мобильного телефона, чтобы посмотреть видео

Происходящие сегодня события по своей разрушительности подобны тому землетрясению 1906 года. Эпидемия COVID выступила лишь катализатором тревожных процессов, наблюдавшихся в отрасли на протяжении нескольких последних лет. Это в первую очередь глобализация и централизация экономики, то есть постепенное вытеснение региональных экономических субъектов федеральными или глобальными, не нуждающимися в услугах региональных исследователей. Свою негативную роль сыграло и удешевление технологий сбора данных. В итоге некоторые традиционные технологии, такие как face-to-face-интервью, переходят в разряд нишевого, экзотического продукта. С поправкой на периодические отключения звука во время трансляции, этот тезис звучал так:

Понятно, что сейчас мы находимся в точке бифуркации, состоянии динамического хаоса, летим вниз с обрыва... Но сказать, что к этому не шло, нельзя. Ситуация осложнилась задолго до того, как начался сегодняшний коллапс.

Особую тревогу вызывает состояние дел с инфраструктурой face-to-face-исследований. В период «социального дистанцирования» или, проще, запрета на взаимодействие людей лицом-к-лицу исследования face-to-face оказываются просто механически изъяты из исследовательского инструментария. И это коллапс, динамический хаос, падение с обрыва. Но и к этому шло:

Работаем на остатках сетей. Последние годы сети осыпаются, скоро они совсем исчезнут. Сегодня этот процес идет синхронно с сокращением традиционных пеших полевых проектов. С помощью того небольшого количества людей, которые в этой сфере работают, нам удается поддерживать этот падающий объем заказов.

Возрастают трудности с поиском и подготовкой полевого персонала. В основном обучение производится на практике, на реальных проектах. Раньше в обучении шли от простого к сложному. В последнее время простых проектов не осталось.

Sad but true. Доклад поставил серьезные вопросы. Когда вся эта COVID-история закончится, есть повод основательно поговорить о перспективах метода, о доходах полевых интервьюеров, об обучении.

При этом, конечно, это тревожное описание, облеченное в слова (в логическую форму «да/нет», «ноль/единица», «черное/белое») звучит радикальнее и эффектнее, чем обстоят дела в реальность. Экономика не застывает одномоментно. Рыночные игроки адаптируются к новым условиям и так или иначе сохраняют свою активность. Этот момент отмечает и сам докладчик:

Региональные компании меняются, приспосабливаются (что им еще делать), но если раньше мы могли двигаться плавно: хочешь – сегодня, хочешь – через неделю, то сейчас нам необходимо принимать решения немедленно. Если бы у нас был выбор делать это или нет, я бы предпочел многие вещи не делать. Но выбора у нас нет.

Между тем, бизнес-составляющая в идентичности наших Партнеров, о которой мы так много писали на Поле.ФОМ, все-таки берет верх над исследовательской составляющей: простым созерцанием и констатацией сбоев на рынке. И дорогого стоит такая характеристика коллег и их отношения к бизнесу, к делу (ее Василий приводит, иронизируя по поводу своей пессимистической позиции):

Пусть я не жду чего-то хорошего уже, наверное, лет десять… Но, когда это «что-то хорошее» происходит, я всегда очень этому радуюсь. Это про людей, у которых два глотка в стакане осталось, а он всё равно «наполовину полон».

Очень сильные слова, к которым нечего добавить. Надежда только на это «а он всё равно наполовину полон» и на отмечавшийся коллегами ранее «отложенный спрос».

Торжественная часть. Что касается торжественной, «оскаровской» части – части, посвященной итогам голосования, – то здесь ФОМ получил много положительных оценок по разным параметрам, и в общем (и итоговом) рейтинге компаний в этом году занял первое место.

Наиболее емко отношение сотрудников ФОМ к этой высокой оценке выразила в своем вступительном слове на недавнем воркшопе по онлайн-фокус-группам глава группы качественных методов Лейла Васильева:

Я должна сказать... Просто не могу молчать. Буквально вчера мне удалось посмотреть презентацию «7/89», и я плакала. Было ужасно приятно, и это очень ко многому нас обязывает. И мы постараемся. Я вам обещаю.

Надо сказать, эти результаты оказались для нас несколько неожиданными. За прошедший год в ФОМ произошло много изменений. Был сформирован департамент сбора данных (ДСД) – абсолютно новая структура, отвечающая за все полевые работы. Мы изменили подход к контролю качества данных, больше внимания стали уделять разбору завершенных проектов, вместе с Партнерами мы стараемся находить и устранять проблемы, возникающие с обеих сторон. Стали больше звонить друг другу в формате видео-конференций. За год мы даже несколько раз сменили основные сервисы для общения: только наши Партнеры привыкли к Zoom, как мы попросили их срочно начать осваивать Microsoft Teams.

Все это продиктовано, конечно, стремлением сделать нашу работу удобнее и эффективнее. Но вне зависимости от намерений, любые изменения –  это стресс. Для менеджеров, интервьюеров, супервайзеров, контролеров, кураторов, бухгалтеров – для всех людей вовлеченных в работу над проектами как со стороны ФОМ, так и со стороны Партнеров. И понимание того лежит в основе всех реализуемых нами изменений, которые всегда продиктованы внешней необходимостью. Мы понимаем, что идеальных схем не бывает, и только живая коммуникация с Партнерами помогает нам сгладить перекосы в (неизбежных, увы) изменениях.

Резкие и драматические изменения на рынке, связные с эпидемией COVID-19, вносят на повестку дня новые темы. Всем миром мы активно осваиваем онлайн. И здесь уже Партнеры делятся с нами своим опытом. Ярким примером стал воркшоп по онлайн-фокус-группам. Другим примером является помощь, которую оказали нам Партнеры в переподготовке части интервьюеров для работы контролерами CATI после апрельской остановки face-to-face-полей.

Несмотря на эту необходимую помощь и трансформацию ролей, мы все равно остаемся связаны отношениями заказчик-исполнитель, так устроен рынок. Но в сфере изучения общественного мнения почти никогда не было так, чтобы отношения ограничивались только этими ролями. Мы всегда оставались профессиональным сообществом.

Сильнее всего это заметно на отраслевых форумах, конференциях, съездах и выставках, а в перерывах – конечно же в Facebook. Эпидемия и вызванные ей последствия стали катализатором этого общения. Вместе легче найти способы справиться с кризисом.  И мы надеемся, что удастся сохранить и развить это ощущение сообщества, сложившиеся коммуникации и сеть взаимовыручки и после того, как рынок начнет приходить в себя.

РОМАН БУМАГИН, ИВАН ГРИБОВ. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ