• Коротко

Собираем ли мы персональные данные?

Комментарий юриста Константина Калугина

qr-code
Собираем ли мы персональные данные?

Что такое персональные данные? Является ли персональными данными информация о респондентах, которую мы собираем во время опроса? В какой момент исследовательская компания должна зарегистрироваться как оператор персональных данных и как это отразится на работе? На эти и другие вопросы ответил заместитель руководителя департамента сбора данных ФОМ, юрист Константин Калугин.

Персональные данные — это информация, по которой мы можем точно установить конкретного человека. Просто имя человека или его номер телефона не являются по отдельности персональными данными. Мало ли людей с таким же именем, а номер телефона без дополнительных данных — это всего лишь набор цифр, мы не знаем, кому конкретно он принадлежит. А вот имя, фамилия и адрес, указанные вместе, уже будут считаться персональными данными. Поэтому, как правило, персональными данными становится группа данных, дополняющих друг друга.

В наших опросах мы персональные данные не собираем, не обрабатываем и никуда не передаём. Та информация о респондентах, которую мы указываем в анкетах и маршрутных листах, персональными данными не является. В этом отношении наши Партнёры могут быть абсолютно спокойны.

Ещё один важный момент, касающийся работы в поле. Некоторые Партнёры жалуются, что доходит до конфликтов, когда интервьюер записывает дополнительные данные о респондентах, например, адрес. Это нервирует людей, кто-то просит даже вычеркнуть эти записи. Я думаю в данном случае это вопрос грамотного инструктажа. Совет здесь один: избегать ситуаций, когда респондент видит, как интервьюер записывает его адрес. Если уже такая ситуация произошла, человека нужно успокоить и объяснить, что никто не сможет установить конкретно его личность по этим данным.

Тем не менее, в своей деятельности, не связанной с опросами ФОМ, коллеги могут сталкиваться с необходимостью сбора персональных данных. Примером могут послужить лонгитюдные исследования, где важно на протяжении долгого времени идентифицировать конкретного респондента. Например, при проведении лонгитюдного исследования траекторий молодых людей в образовании и профессии по заказу Высшей школы экономики ФОМ и ВШЭ снабжают Партнеров необходимыми документами и инструкциями.

Персональные данные могут быть востребованы и в маркетинговых исследованиях. Иногда передача персональных данных может быть требованием заказчика. Например, он захочет проверить присутствие конкретных людей на фокус-группе. В этом случае действия организации должны соответствовать закону о персональных данных.

Если организация работает с персональными данными на постоянной основе, она может зарегистрироваться в качестве оператора в специальном реестре Роскомнадзора. Регистрация в реестре операторов персональных данных необязательна, но соблюдать требования Роскомнадзора компания должна в любом случае. Именно это ведомство, а никакое другое, занимается вопросами персональных данных. Кроме того, внутри организации должна быть создана соответствующая административная основа — набор документов, регулирующих поток этих персональных данных. В зависимости от того, какие именно данные вы собираете, количество документов может быть разным.

И здесь нужно быть очень внимательными, потому что основные проблемы связаны именно с этим документооборотом. Штрафы за одно нарушение доходят до 75 тысяч рублей. Причем каждая новая проверка может продолжать выписывать эти штрафы до бесконечности.

БЕСЕДОВАЛ ИВАН ГРИБОВ. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд Общественное Мнение