• Истории

Баллистикой – по схоластике

Что стоит за модной абстракцией «траектория» и как лонгитюд делает ее осязаемой

qr-code
Баллистикой – по схоластике

ФОМ совместно с Высшей школой экономики уже десятый год ведет большое лонгитюдное исследование «Траектории в Образовании и Профессии». Его цель – всестороннее изучение жизненных путей молодых россиян. Участниками лонгитюда выступают более 4700  выпускников школ из 42 регионов страны. Контакт с лонг-респондентами* исследователям помогают поддерживать около ста опытнейших интервьюеров из числа сотрудников наших Партнеров. А иногда коммуникацией с этими ценными респондентами занимаются и сами руководители компаний-партнеров. Запуская в августе десятую волну этого лонгитюда, мы подумали о том, как же сильно уже успели разойтись дорожки его участников, и задумались о содержании этих слов: «социальная траектория», «жизненный путь», «дорожка». Как пишет Бурдье**, это «одно из тех понятий здравого смысла, которые незаконным путем проникли в научный мир». Что стоит за этими пространственными метафорами (по Уорфу)? Над чем же реально работают ежегодно сотни наших коллег в Вышке, в ФОМе и в регионах?

* Так мы в ФОМе называем респондентов повторяющихся исследований. По контрасту с потенциально взаимозаменяемыми случайно отобранными юнитами в обычных опросах, с которыми возникает лишь одноразовый разговор, с лонг-респондентами у интервьюеров возникают отношения, которые, проходя через несколько стадий, со временем эволюционируют до стадии «давние знакомые».

** Собственно, Пьер Бурдье и ввел в социологию понятие «траектория». Он определяет его как «серию положений, последовательно занимаемых одним и тем же агентом (или даже группой агентов) в меняющемся, подчиненном нескончаемым трансформациям пространстве», а также как «социальное старение, которое неотвратимо сопровождает биологическое старение, но не зависит от него». См., в частности, его статью «Биографическая иллюзия» (1986).

Из десятка видов определений, находящихся в арсенале формальной логики, самым подходящим для «траектории» будет самый простой и несолидный, который и определением-то можно назвать с натяжкой, – остенсивное определение. Просто ткнем пальцем в предмет и скажем: «Вот она, траектория». К счастью, материала за годы накопилось достаточно.

В 2012 году, когда всё начиналось, участники исследования были еще детьми, учились в школе. Это начальная точка маршрута. Что это такое, на своем опыте знают все. Сегодня участникам по 25-26 лет. И вот, где они очутились (несколько максимально разнесенных кейсов, где-то индивидуальных***, где-то типичных).

1. Каменная лестница, пологий подъем

*** При описании индивидуальных кейсов мы убрали все имена и названия населенных пунктов, по которым как-то можно было бы идентифицировать лонг-респондента.

В двенадцатом веке в Европе появились первые университеты. Одной из трех-четырех дисциплин, которой в них обучали, наряду с математикой и теологией, неизменно была медицина. В современном мире врачом нельзя стать быстро – обучение занимает от 7 до 10 лет.

Участница нашего лонгитюда избрала для себя этот путь. После школы осталась в своем родном городе – областном центре на Северо-Западе Европейской части страны. Поступила в медицинскую академию. В разгар первой волны пандемии попросилась медсестрой в «красную зону» в реанимацию. «Работали мы в костюмах, постоянно обливались спиртом с ног до головы. Жарко, спирт, маски. Тяжело… Многие, конечно, уходили» – делится непростыми воспоминаниями девушка. Но от своего пути не отступила – выучилась на врача общей практики и поступает на специализацию по кардиологии.

Когда работающий с ней интервьюер в ноябре 2020-го заболела и отчаянно пыталась дозвониться в поликлинику или Роспотребнадзор, чтобы узнать результаты своего ПЦР-теста, получила неожиданное спасительное сообщение во ВКонтакте от своей респондентки:

Здравствуйте! Я работаю сейчас в поликлинике. Увидела Ваш мазок на ковид в списках, решила Вас оповестить (знаю, что дозвониться в поликлинику сложно). Отрицательный!

2. Вертикальная веревочная лестница

Другой выпускник из Сибири стал танцором, был участником конкурса «Танцы на ТНТ». Этот канал вертикальной мобильности, социальный лифт более быстрый, но менее надежный, чем 10-летняя учеба в медицинском вузе. В моменте наш лонг-респондент был востребован и очень занят, так как репетировал вечерами и ездил в другие города с концертами. Но удастся ли ему закрепиться на этом пути и сохранить восходящий тренд – большой вопрос. Ведь в этой профессии если ты не растёшь, то падаешь. Пожелаем ему удачи!

После долгих попыток связаться с молодым человеком, интервьюер задействовала арсенал из тяжелой артиллерии – звонок родителям. Мама обещала помочь. И действительно через несколько дней поздно вечером молодой человек перезвонил. Накануне интервьюер основательно простыла и посадила голос. Буквально шёпотом смогла сообщить, что остался последний вечер для заполнения анкеты. Парень моментально проникся ситуацией: «Что Вы, что Вы, не напрягайте голос! Сейчас я всё сделаю». Через сорок минут анкета была заполнена. Для творческого человека, участника группы, ситуация потери голоса в ответственный момент была очень понятной и близкой.

3. Проникновенье наше по планете

Из 4700 участников лонгитюда около ста человек переехали за пределы России. Какая-то часть обосновалась на постсоветском пространстве: Украина, Белоруссия, Армения, Грузия, Эстония. Кто-то переехал в привычные для нашего слуха – когда речь идет об эмиграции – европейские страны: Германия, Чехия, Австрия, Франция, Испания, Италия, Нидерланды, Бельгия, Великобритания. Все эти европейские направления с учетом разницы в уровне жизни (ВВП на душу населения) воспринимаются внутри нашей страны как каналы вертикальной мобильности. Чуть более экзотично на их фоне выглядят такие европейские направления как Греция и Сербия. В списке новых мест жительства лонг-респондентов также присутствуют совсем не экзотические неевропейские страны: Израиль, США и Турция. В свете укрепляющихся экономических и культурных связей между нашими странами вполне органично в этом списке выглядит богатеющий дальневосточный сосед Китай. А вот ближневосточные Катар и Египет – это, скорее, экзотика. Но все рекорды по экзотичности бьет Мексика, куда перебрался один из респондентов.

4. Была Аня, а стал Виталик

Следующий пример передвижения в социальном пространстве совсем не связан с движением вверх по образовательной или профессиональной лестнице. (Хотя и по ним респондент движется уверенно.) Для того, чтобы его сделать, не требуется трансатлантический перелет, и вообще необязательно покидать свой город. Тем не менее, это одно из самых радикальных изменений социального положения респондентов лонгитюда: человек сменил пол. Девушка стала молодым человеком, а по обретении нового пола, респондент сменил и имя.

5. Кристаллическая решетка

Подобно тому, как в разных веществах молекулы движутся с разной скоростью, социальная мобильность в разных типах сообществ различается. Крайний случай – индийские касты: родился садовником, садовником и умрешь. Не то, что пол не сменишь! Конечно, до такого радикального фатализма в России не доходит, но в некоторых традиционных сообществах на юге страны можно наблюдать что-то подобное. Наиболее заметно это проявляется в том, как складываются жизни молодых женщин. В некоторых регионах их траектория после окончания школы проста: замуж и рожать детей. Социальные связи за пределами семьи – правда, довольно широкой – минимизируются. Дальнейшее движение «социального тела» по социальному пространству прекращается.

Это имеет свои проекции и на коммуникацию в рамках лонгитюда. На вопросы анкеты вышедшие замуж участницы могут отвечать только в присутствии и под наблюдением свекрови, интервьюировать разрешается только в строгом соответствии с правилами: молодых людей опрашивают мужчины или женщины в возрасте, с девушками общаются только женщины.

6. «Половина сидит, половина их охраняет»

Автор этой фразы – герой другого кейса (траектории №8). К счастью, он избежал этой участи, а пока расскажем о тех, кому повезло меньше. Несколько лонг-респондентов оказались в местах лишения свободы. С учетом того, что соприкосновение с отечественной пенитенциарной системой резко понижает шансы человека занять достойное место в обществе, такие траектории следует квалифицировать, скорее, как временно замершие с переходом в нисходящие. Интересны две реплики – интервьюера и лонг-респондента – по поводу нахождения в тюрьме. «Сейчас здесь хорошо – по воскресениям дают пользоваться "Одноклассниками"» (респондент). «А который из них на этой фотографии наш мальчик? Третий слева? Как изменился! Не узнать!» (из диалога интервьюеров, опрашивавших в разные периоды этого респондента).

7. Преодолеть гравитацию

Низкую мобильность – но совсем по другим причинам, чем в предыдущих двух случаях – демонстрируют и выходцы из моногородов (например, шахтерских поселков на Кузбассе). Если после школы пошел в местное профессиональное училище и получил узкую рабочую специальность, востребованную на предприятии родного городка, то потом траектория на ближайшие 40 лет профессиональной жизни фактически прочерчена. Так здесь и останешься, к концу жизни дослужишься до мастера.

8. Армейский лифт

Следующий респондент с шестнадцати лет жил один, его опекала старшая сестра. (С ней и держат контакт интервьюеры с 2016 года.) Изначально парень был колючий: «да-нет-не знаю», но постепенно переписка становилась более дружеской, юноша стал рассказывать о себе (хоть и весьма лаконично). А позже даже присылал фотографии своих девчонок: «Посоветуйте, кого выбрать?». В 2016-м старший брат буквально насильно запихнул парнишку в армию, за что тот ему очень благодарен. Иначе, по его словам, дело рано или поздно закончилось бы тюрьмой. В 2017-м фотографии пришли уже из Сирии. А вот в 2021-м по телефону респондент рассказал, что всё-таки на три месяца попал в тюрьму – за участие в драке. Сейчас работает на себя, открыл свое дело.

Буквально неделю назад, в сентябре 2021-го на вопрос об одноклассниках, о том, как сложилась их жизнь, ответил: «Половина сидит, половина их охраняет».

9. Поезд дальше не идет

Нескольких респондентов из числа тех, кто в сентябре 2012-го заполнял, сидя в светлых школьных кабинетах, анкеты первой волны, к сожалению, уже нет в живых. Не нужно забывать, что траектория может привести человека и в эту точку – к границе этого мира.

 

***

Мы выхватили лишь две точки из жизни изучаемых молодых людей: школьная парта и то, где они находятся сейчас. Причем вторая точка спроецирована лишь на какую-то одну из десятков возможных осей в многомерном пространстве признаков (образовательную, профессиональную, географическую, семейную). У большинства таких точек будет еще много. Если их соединить, получится прочертить тысячи расходящихся ломанных линий. Тогда окажется, что у кого-то эти линии очень похожи. Станет возможным выделить то, что Дмитрий Куракин, руководитель проекта «Траектории в Образовании и Профессии» в Высшей школе экономки, называет в своей статье, посвященной как раз прояснению этого понятия, «типичными траекториями». А также, возможно, удастся прояснить, чтó обусловливает эти типичные траектории.

Охватить все эти расходящиеся линии жизни может только такое специфическое социологическое исследования как лонгитюд.

Ранее на тему:

РОМАН БУМАГИН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПАРТНЕРОВ ФОМ И КОЛЛЕКТИВА АВТОРОВ ДЕПАРТАМЕНТА СБОРА ДАННЫХ ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ