Решение регулятора направлено на недопущение перегрева российской экономики
Когда мы хотим похвастаться конкретными изменениями к лучшему в жизни людей, которые случаются благодаря опросам, первое приходящее на ум решение – показать красивую картинку построенных дорог, школ и мостов, свою потребность в которых граждане смогли донести до административных органов гэллаповским методом прямой демократии – рассказав о своих потребностях в анкетах. Другой пример влиятельности опросов – это политические и кадровые решения в руководстве страны, региона, города. Но есть и такие примеры, которые показывают, как опросы помогают поддерживать и совершенствовать социальный порядок без каких-либо строек и должностных перестановок, а внося изменения в сами механизмы регуляции общества. Недавно мы рассказали, как благодаря (в том числе) опросу ФОМ были внесены изменения в ГОСТы, которые помогут уберечь маленьких детей от выпадения из окон. Сегодня пример того, как опросы, проводимые ФОМ и Партнерами, влияют на макроэкономику.
В конце июля Центральный Банк Российской Федерации повысил ключевую ставку сразу на один процентный пункт – до 6,5% годовых. Это стало четвертым повышением ставки с начала года и самым резким с декабря 2014-го, когда на фоне двукратного падения курса рубля к мировым валютам регулятор резко поднял ставку до 16% годовых, чтобы предотвратить панику на рынках.
Ключевая ставка – один из инструментов, которыми Центробанки регулируют состояние экономики. Повышая ставку, главный банк страны увеличивает стоимость денег для коммерческих банков, тем самым охлаждая рынок. Потребители берут меньше кредитов и меньше покупают, стремятся больше сберегать, направляя свободные средства на депозиты, которые тоже дорожают. В свою очередь, производители на фоне снижающегося спроса не имеют оснований для повышения цен на свои продукты, тем самым сдерживая общий уровень их роста – инфляцию.
Один из факторов, влияющих на решения регулятора по изменению ключевой ставки – это инфляционные ожидания потребителей – их представления о том, будут ли цены расти или падать. Медианное (среднее) значение ожидаемой инфляции (или просто «инфляционные ожидания»), которое рассчитывает ФОМ на протяжении последних двенадцати лет*, в августе составило 12,5% и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 4 процентных пункта.
Этот показатель измеряется в ходе ежемесячного мониторинга, который в нашей рабочей коммуникации с Партнерами мы все привыкли сокращенно называть «Финповедение».
Как пишет журнал Forbes, со ссылкой на деловое издательство The Financial Times, которое, в свою очередь, ссылается на слова главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, в основе решения ЦБ лежит беспокойство россиян из-за роста цен. По словам Набиуллиной, резкое удорожание продуктов «сняло с якоря» инфляционные ожидания россиян. Они достигли максимума за пять лет — с ноября 2016 года: 13,4%. Это на 1,5 п.п. больше, чем было по результатам опроса в июне (динамика показателя отражена на графике ниже). Инфляционные ожидания россиян на год оказались примерно в два раза больше, чем годовой прогноз ЦБ. В другой своей статье журналисты Forbes, основываясь на данных ФОМ и информации из ежемесячного бюллетеня ЦБ «Инфляционные ожидания и потребительские настроения», отмечают, что в июле опрошенные «заметно чаще», чем месяцем ранее, говорили об удорожании овощей, стройматериалов и услуг ЖКХ.
Россия не одинока в борьбе с инфляцией. За день до российского ЦБ учетную ставку повысил Нацбанк Украины с 7,5% до 8% — из-за всплеска инфляции. Этим летом повысил ставку Центральный банк Бразилии — третий раз за этот год, также реагируя в том числе на ускорение инфляции. В США, по данным за июнь, цены выросли на максимальные c 2008 года 5,4% год к году — ничего удивительного, учитывая, что ФРС заливает в экономику по $120 млрд ежемесячно через покупку облигаций, а американский Минфин тратит свои накопления на помощь населению и бизнесу. В мире просто очень много долларовой ликвидности — или просто денег.
Forbes.ru
В сентябре ЦБ продолжил цикл ужесточения денежно-кредитной политики и повысил ключевую ставку еще на 0,25 п.п. – до 6,75%.
«Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов остается существенным в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. В этих условиях и с учетом высоких инфляционных ожиданий баланс рисков для инфляции смещен в сторону проинфляционных». – говорится в заявлении регулятора.
Сентябрьское повышение ставки было уже не столь резким. Это связано с тем, что, как пишет газета «Коммерсантъ», в августе наш опрос показал снижение инфляционных ожиданий россиян на 12 месяцев вперед на 0,9 п.п. – до 12,5%. «По данным опроса ООО "ИнФОМ", инфляционные ожидания населения на год вперед снизились, но остались вблизи многолетних максимумов».
Статьи
Как наше исследование продолжает спасать жизни детей
Статьи
Интервью с руководителем отдела мониторинга и проведения исследований ГУТП Правительства Московской области Мирославой Цапко
Репортажи
Последние 10 лет ФОМ совместно со своими Партнерами проводит для Банка России мониторинговое исследование «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе оп...