• Жизнь ФОМ

Что нужно успеть ФОМу до 30-ти? Стратегия ФОМ-30

Несколько событий из жизни ФОМ и несколько наблюдений о том, как меняется жизнь компании в пандемию

qr-code
Что нужно успеть ФОМу до 30-ти?  Стратегия ФОМ-30

Первые несколько месяцев 2021 года оказались для ФОМ чрезвычайно богаты на значимые события, как общеотраслевые, так внутренние. Многие из них стали поводом к саморефлексии, проведению своеобразного внутреннего аудита: первое место в РИК, участие в Research Expo 20/21, первая с начала пандемии большая оффлайн-встреча с Партнерами в офисе, старт многосерийной и мультиформатной конференции мараФОМ и, конечно, 29-й день рождения ФОМ. Пройдемся этим событиям без строгой привязки к временной последовательности, не взвешивая их значимости, но отмечая, в чем эта значимость для нас заключается.

В последние месяцы ФОМ пришлось работать одновременно по двум направлениям: не останавливая ни на минуту проведение опросов, мы развивали запущенные в прошлом году проекты по изучению новой пандемической реальности.

Это заставило нас научиться быстрому переключению между традиционными офлайновыми и пока еще новыми комбинированными (офлайн+онлайн) режимами. Результаты такой работы тоже появлялись и в старых, и в новых форматах. Наиболее емко этот тезис выразил в своем выступлении на стартовой сессии гибридной конференции МараФОМ (о ней – чуть ниже) президент ФОМ Александ Ослон.

«Проект коронаФОМ – наше главное рамочное понятие, внутри которого многие вещи возникли впервые. То, чего раньше не было. Параллельно шла огромная работа: обычная, привычная, очень трудная и объемная – наши опросы населения. Это две основные линии, два потока. Мы перешли в пандемический режим, и в этом режиме за полтора года сделали гораздо больше, чем делали в “мирное” время. Произошла определенная мобилизация.»

Александр Ослон, президент ФОМ

Привнесет ли новый формат, новые смыслы, в привычные и традиционные события?

Работа над книгой «Социология Пандемии» строилась на идее рассказать о проекте коронаФОМ самым разным аудиториям. Должен был получиться своеобразный путеводитель по проекту, отсылающий к разным его направлениям, помогающий ориентироваться в них. Как это часто бывает, представление результатов работы само по себе превратилось в результат. На этот раз вполне осязаемый, вещественный. Как признался Александр Ослон, именно возможность держать книгу в руках, наслаждаться самим печатным изделием и позволяет в полной мере ощутить удовлетворение от проделанной работы.

Но появлением еще одного ценного конволюта на полке собственных изданий ФОМ значимость книги не ограничивается. Она стала отправной точкой для серии дискуссий в рамках конференции МараФОМ, целью которой является не только обсуждение результатов уже проведенных исследований и замыслов будущих, но и создание открытого коммуникационного механизма для взаимодействия с участниками ФОМ-Облака*.

ФОМ-Облако – главная целевая аудитория ФОМ. Она объединяет представителей самых разных сфер: мира науки, экспертизы, образования, медиа, бизнеса, управления, политики, экономики, включает наших Партнеров, реальных и потенциальных заказчиков и сотрудников, а также с друзей и знакомых ФОМ.

Для многих команд внутри ФОМ подготовка своих секций оказалась настоящим вызовом. Предстояло не только рассказать о результатах своей работы, затеять интересную дискуссию с экспертами, но и освоить новые инструменты, приобрести и «прокачать» навыки выступления перед камерой, попробовать себя в самых разных ролях (сценариста, режиссера, ведущего).

Наш эксперт по финансовым исследованиям Людмила Преснякова, считает, что мараФОМ оказался событием, которое объединило в себе всё самое важное, вдохновляющее и интересное из того, что происходило с ФОМом за последнее время.

«Это возможность общения, причем общения широкого, не только внутри коллектива, но с и интересными людьми, экспертами, специалистами. И, что важно, живого общения, которое из-за работы в удаленном режиме неумолимо сокращается. Это и освоение новых современных форматов. Создание видео-продукта – большой вызов, это интересно и это удовольствие! Я вообще люблю все делать красиво. И здесь нам такая возможность была предоставлена: начиная от контента и заканчивая нарядами и профессиональным студийным мейкапом. Это прекрасный опыт, который хочется продолжать и делать его более глубоким, содержательным и, может, даже более бизнесовым.»

Людмила Преснякова, руководитель группы «Финансовое поведение»

Домой как на работу, в офис как домой?

Кроме того, в ходе подготовки к сессиям МараФОМ стал появляться замечательный повод приехать в офис, который за время пандемии эволюционировал из формата «ФОМ как ДОМ» (ФОМ.ДОМ) в формат «ФОМ как КЛУБ». После долгих месяцев работы в распределенном режиме регулярные визиты в офис сами по себе стали событием. Это наполнило новым смыслом практику посещения офиса. Он стал местом, куда ты приезжаешь пообщаться, зарядиться, вдохновиться, повысить мотивацию.

Также это заставило задуматься над тем, чем был ФОМ.ДОМ. Одно из определений – место, наполненное особой ФОМ-атмосферой. Это всегда было справедливо для ФОМа. Переезжая несколько раз за 29 лет, с места на место, команда старались, в первую очередь, бережно перенести в новый офис особую атмосферу взаимоотношений как внутри себя, так и с нашими Партнерами. Переход в распределенный режим – новый вызов для ее сохранения. Однако кто же может лучше ощутить атмосферу дома, чем гости? И здесь важным событием для нас стала прошедшая 20 мая первая большая оффлайн-встреча с Партнерами в офисе. Фотографа мы не звали, но кое-что удалось замечатлеть самим участникам встречи.

Слева направо: Наталия Лосенкова, ЦСМИ «Контекст» (Томск), Ирина Муратова, ООО «Общественное мнение – Красноярск» (Красноярск) и Анна Булгакова, ДВМЦ «Мониторинг» (Владивосток/Москва) встретились на московской земле в офисе ФОМ

Слева направо: Наталия Лосенкова, ЦСМИ «Контекст» (Томск), Ирина Муратова, ООО «Общественное мнение – Красноярск» (Красноярск) и Анна Булгакова, ДВМЦ «Мониторинг» (Владивосток/Москва) встретились на московской земле в офисе ФОМ

Фото Андрея Широких, MarketingLAB (Краснодар)

«До пандемии Партнеры были частыми гостями в офисе. Теперь же видеть в опустевшем доме, который ты сам посещаешь раз в месяц, знакомые лица, лица друзей, лица гостей было очень странно. На протяжении всей встречи меня не покидало ощущение сюрреалистичности происходящего.»

Роман Бумагин, руководитель группы партнерских коммуникаций

Такие встречи помогают нам синхронизировать с Партнерами наше ви́дение, постараться услышать друг друга. В условиях, когда наше сотрудничество длится годами, когда мы друг для друга не одноразовые контрагенты по точечному проекту, а долговременные Партнеры по большому своместному делу, это чрезвычайно важно. Только поддерживая отношения с людьми, можно годами делать работу качественно и эффективно. Таким образом, для ФОМ работа по поддержанию и развитию партнерских отношений так же важна, как сама производственная, опросная работа.

Место встречи изменить нельзя?

Еще одной возможностью «живого» взаимодействия с Партнерами, друзьями и коллегами стало участие ФОМ в Research Expo 20/21. Нумерация через косую черту не случайна: в прошлом году из-за локдауна мероприятие пришлось отменить, и в этот раз оно проходило как бы сразу за два года. Как и в 2019-м выставка стала масштабным зонтичным событием. Под куполом этого зонтика не только кипела презентационно-коммуникационная жизнь, но происходило множество самостоятельных событий.

Так, в рамках Research Expo прошла церемония награждения победителей чемпионата звонковых центров CatiCUP-2021, за ходом которого мы не только пристально следили, но и принимали посильное участие. Сотрудники ФОМ не первый год работают в экспертных группах и организационном комитете конкурса, уже второй раз мы выступали в числе основных спонсоров.

Роман Бумагин (ФОМ) и Наталья Лосенкова (ИЦ "Контекст") начинают церемонию награждения

Роман Бумагин (ФОМ) и Наталья Лосенкова (ИЦ "Контекст") начинают церемонию награждения

1/2

Роман Бумагин (ФОМ) и Наталья Лосенкова (ИЦ "Контекст") начинают церемонию награждения

Событием внутри события стало и появление на стенде ФОМ в бумажном виде книги Алексея Чурикова «Основы построения выборки для социологических исследований». Долгожданный труд начали цитировать, скачивать из сети и обсуждать задолго до официального бумажного релиза. Это свидетельство настоящего признания. То, что бумажную версию на выставке разобрали букально за минуты, является для нас поводом для гордости. По словам самого автора, если посмотреть историю написания и изменения глав (за 18 лет работы над содержанием), то получится история работы ФОМ по реализации всероссийских выборок.

Не будет лукавством сказать, что, конечно, одной из главных интриг выставки стала презентация на Research Expo итогов РИК-2021. «Сложилось впечатление, что сегодня на выставку приехала половина сотрудников ФОМ. Но вот другая половина, наверняка не в курсе, что в раздаточных материалах был незаметный буклетик с результатами исследования "Профессиональный рейтинг исследовательских компаний в 2021 году". А в этом буклетике написано, что ФОМ занял первое место в рейтинге. Коллеги, поздравляю!!!» – сообщил новость руководитель группы телеФОМ Тимур Османов.

Эта приятная новость стала еще и поводом задаться вопросом: «А в принципе стабильно первое место для нас – это повод успокоиться, или или повод задуматься и озадачиться, что делать дальше. Ведь держать заданную планку из года в год – большая работа и большая ответственность.

Общаться, чтобы хорошо делать свое дело

Наши Партнеры – это компании, способные выполнять не только производственные задачи (часто в очень непростых режимах), но и давать нам обратную связь о том, как следует отрегулировать взаимодействие и сделать более удобными рабочие процессы. 

Комментируя изменения в позициях участников в РИК - 2021 Василий Токарев заметил, что часто они обусловлены изменениями во взаимоотношениях людей, представляющих компании: «В очень многих случаях эти изменения... очень человеческие».

«Для нас значения рейтинга на отметке 80-90 означает, что в запасе еще десять-двадцать баллов , есть, над чем работать, есть куда расти» – прокомментировала результаты рейтинга управляющий директор департамента сбора данных ФОМ Екатерина Седых.

Знаем ли мы источники своего роста? Следование каким принципам помогает нам и другим участникам индустрии быть в числе лидеров?

Слева направо: Роман Бумагин, ФОМ (Москва), Александр Киселев, Фонд «Общественно мнение – Татарстан» (Казань), Сергей Ислюков, ПЦСИ «Перспектива» (Ульяновск), Николай Березин, Online Interviewer (Москва) и Елена Бодаренко, Фонд «Общественное мнение – Татарстан»

Слева направо: Роман Бумагин, ФОМ (Москва), Александр Киселев, Фонд «Общественно мнение – Татарстан» (Казань), Сергей Ислюков, ПЦСИ «Перспектива» (Ульяновск), Николай Березин, Online Interviewer (Москва) и Елена Бодаренко, Фонд «Общественное мнение – Татарстан»

1/3

Слева направо: Роман Бумагин, ФОМ (Москва), Александр Киселев, Фонд «Общественно мнение – Татарстан» (Казань), Сергей Ислюков, ПЦСИ «Перспектива» (Ульяновск), Николай Березин, Online Interviewer (Москва) и Елена Бодаренко, Фонд «Общественное мнение – Татарстан»

«Хорошо делать свое дело» – что это значит для ФОМ?

«Первый секрет – это отношение к тому, что мы делаем. Мы любим свою работу, занимаемся ею много и упорно. Второй секрет – это те, в ком [заключено] это отношение. То есть люди. Вот такие люди собрались и делают всякие чудеса! Секрет лежит на поверхности, это секрет Полишинеля. Делай свою работу, люби свое дело, относись к нему как к чему-то главному и, самое важное, родному. И чтобы эти люди имели возможность делать то, что они умеют.»

Александр Ослон, президент ФОМ

ФОМ делают люди. В этом смысле, жизнь ФОМа изменяется не только с приходом новых людей и сменой поколений. Это еще и вопрос того, как менялась жизнь наших сотрудников с изменения внутри компании. Это вопрос настройки наших взаимодействий в новом формате. Сумели ли мы сохранить эти отношения и это отношение к делу с переходом в новый режим, выйдя за пределы нашего ФОМ.ДОМа?

«Мы шутим с коллегами, что в ФОМе работают волшебные единорожки, которые успевают и умеют делать все. Не всегда все дается легко. Но кажется, мы справляемся! ФОМ уже год работает в распределенном режиме. Работает эффективно и создает интересные продукты. Я бы пожелала сотрудникам, чуть больше внимательности друг к другу и эмпатии. Мы сейчас реже общаемся, у нас нет возможности встречаться в коридорах и спрашивать, как дела. Мне кажется, сейчас, очень важно тратить немного больше времени на какой-то small talk со своими коллегами, даже из тех департаментов, с которыми вы напрямую не взаимодействуете.»

Лидия Лебедева, руководитель коммуникационных и исследовательских проектов

ФОМу исполнилось 29 лет! Почему стратегия «ФОМ-30» нужна уже сегодня?

ФОМ меняется быстрее, чем мы думали, мир меняется сильнее, чем кажется. Через год, ФОМу предстоит шагнуть в четвертый десяток. А пока мы отпразновали свой 29-й день рождения. Снова в режиме онлайн, хотя еще в мае после выставки, всерьез верили, что удастся выехать куда-нибудь берег реки на пикник.

Снова поднимали тосты перед монитором. За будущее. В будущее вглядывались, конечно же, через прошлое: вспоминали важные для компании события и людей. Синхронизировали то, что у каждого в памяти отложилось по-своему.

«Я желаю Фонду, прежде всего, сильных желаний! Поскольку без такой внутренней устремленности и мотивации, в жизни редко что-то хорошо получается. Мне кажется, ФОМ этим и отличается – мы всегда видим звезду путеводную и к ней стремимся. Желаю, чтобы так продолжалось всегда!»

Ефим Галицкий, начальник лаборатории отдела обработки и анализа данных

Человеческая память – коварная штука. Как избежать ее ловушек, сохранить ценное и значимое для того, чтобы уверенно двигаться в будущее? Какие вещи в прошлом являются для нас действительно значимыми с учетом того, куда мы пришли. Что из накопленного опыта и наших достижений является фундаментом нашей идентичности и ориентиром, который поможет развиваться, двигаться дальше? Сверяясь с которым, легче держать темп, легче решаться на изменения, если в них возникает необходимость.

У нас есть год до тридцатилетнего юбилея, чтобы провести такую историческую реконструкцию нашего корпоративного «Я». Внутренний проект «ФОМ-30» должен увенчаться экпозицией нашего опыта с позиций того, как мы себя видим сейчас и какое будущее мы для себя представляем.

«Я считаю, что с каждым годом мы становимся все моложе. Это приятная иллюзия. С ней приятно жить и работать. Что такое 29 лет? Ерунда! У нас все впереди! У нас впереди самое главное (если говорить о ближайшем) – тридцатилетие! Вот о чем нужно начинать задумываться уже сейчас, чтобы правильным образом праздновать. А именно: подвести итоги, создать шум, создать настроение, стимулировать себя, заглянуть в себя. Разобраться чуть-чуть и собраться идеями и силами на следующее тридцатилетие. Поэтому, наряду с другими проектами, появится еще оно направление, еще один важный проект – "ФОМ-30". В человеческой жизни тридцатилетие – это момент, когда уже можно оглянуться, но все впереди!»

Александр Ослон, президент ФОМ

Юлия Османова, Роман Бумагин. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ