• Коротко

«Финповедение»: жить стало лучше, жить стало веселей?

Директор проектов ФОМ Людмила Преснякова выступила на канале «Россия 1» с рассказом о результатах исследования

qr-code
«Финповедение»: жить стало лучше, жить стало веселей?

12 октября в центре внимания оказалось проводимое ФОМ ежемесячное Исследование инфляционных ожиданий и потребительских настроений, иногда называемое «Финповедение». Оно проводится по заказу Банка России с 2009 года силами 170 интервьюеров, опрашивающих 2000 респондентов из 105 населенных пунктов в 55 регионах страны. Получаемые в ходе исследования данные учитываются Центральным банком при принятии решения об изменении ключевой ставки, которая, в свою очередь, оказывает влияние на развитие всей российской экономики.

Сначала результаты сентябрьского мониторинга ФОМ опубликовала газета «Коммерсантъ». На следующий день в студии телеканала «Россия 1» собрались эксперты, чтобы обсудить эти данные. В студию пригласили директора проектов ФОМ Людмилу Преснякову. Именно она в 2009 году стояла у истоков этого исследовательского проекта и руководит им все эти годы.

И журналисты делового издания, и телеведущие, транслируя свежие данные ФОМ, делали акцент на том, что в сентябре был зафиксирован «резкий подскок потребительских настроений граждан».

«Индекс потребительских настроений фактически достиг максимума с июня 2018 года, составив 93 пункта, что сопровождалось улучшением оценок текущего и будущего материального положения респондентов».

(газета «Коммерсантъ» № 178 от 01.10.2019, с. 2)

Ведущие «России 1» попытались еще больше усилить позитив газетной публикации, преподнеся данные ФОМ как «страшно приятные для нас с вами новости», как свидетельство того, что россияне стали больше покупать и лучше жить.

Между тем методика расчета индекса предполагает, что значения ниже 100 находятся в отрицательной зоне. 93 пункта не свидетельствуют о положительных настроениях потребителей. Еще в начале 2018 года значения индекса стабильно находились в диапазоне 100-106 пунктов. Поэтому здесь правильнее будет говорить лишь о локальных максимумах, возможно, о начале восстановления настроений после прохождения ими некоторого «дна».

Людмила Преснякова попыталась донести до широкой аудитории канала «Россия 1», до телеведущих и присутствующих в студии эту относительность зафиксированных в прошедшем месяце улучшений. «Нам здесь понадобится филолог, потому что проблема в словах. «Слово "максимум" содержит положительные коннотации, настраивает на некие рекорды, – сказала директор проектов ФОМ. – Но это максимум лишь по сравнению с июнем 2018 года, а за него никто не заглядывает». В итоге ей удалось провести тезис «стало лучше, но чуточку».

Эксперт ФОМ также объяснила собравшимся в студии суть индекса потребительских настроений. «Это [измеряются] не товары, а установки людей. Мы задаем им пять вопросов: стало ли вам лучше жить; как вы думаете, что будет с экономикой сейчас и через пять лет; хорошее ли сейчас время для крупных покупок?.. Это суммарный индекс, по которому мы можем судить, как простые люди чувствуют, что будет происходить в "этой страшной экономике", расслабляться ли им или, наоборот, затягивать пояса», – подчеркнула Людмила Преснякова.

Эти четкие, без налета эйфории и сенсационности, разъяснения стали отправной точкой для последовавшей за ними дискуссии. В самой дискуссии, как это часто бывает с ток-шоу, диапазон тем и аргументов сильно расширился: спикеры заговорили и про профицитный бюджет, и про независимый суд, и про льготную ипотеку. Но эта специфика телевизионного формата не помешала эксперту ФОМ донести результаты проводимого ФОМ совместно с Партнерами важного исследования до зрителей одного из главных телеканалов страны с ежедневной аудиторией более чем в 25 млн человек.

Ранее на эту тему:

Иван Слободенюк, Роман Бумагин. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2020 Фонд Общественное Мнение