• Жизнь ФОМ

Об исследованиях в новой реальности

Из выступления Александра Ослона перед Партнерами ФОМа на дне открытых дверей

qr-code
Об исследованиях в новой реальности

В конце октября ФОМ в честь своего 30-тилетия организовал день открытых дверей для компаний-партнеров. На мероприятии собрались почти 60 представителей 35 исследовательских компаний из разных уголков России. Коллеги встретились и поговорили о делах в неформальной обстановке. В заключительной части мероприятия к гостям по видеосвязи подключился Александр Ослон, президент ФОМа.  

«Этот год – особенный не только тем, что для ФОМа он был полон воспоминаний и рефлексии по поводу прожитых лет, но и в плане своей исторической значимости. Этот год – очередной переломный момент в истории не только ФОМа, но и нашей страны. С 24 февраля мы (сотрудники ФОМа), как и все, живем в другой реальности. Но как исследователи мы стараемся понять, что происходит с общественным мнением. В этих новых условиях особенно важен круг друзей и Партнеров – тех, с кем мы живем и работаем. Поэтому я очень рад, что двери Фонда открылись и вы все собрались».

Александр Ослон

По окончании приветственной речи состоялся полутрочасовой обмен мнениями. В основном присутствующих в конференц-зале ФОМа интересовали планы и прогнозы на будущее, а президент ФОМа делился своим видением того, что нас ждет.  

Ниже представлены выжимки из его ответов, связанных с актуальными тенденциями на рынке социальных исследований и вероятным будущим исследовательской индустрии.  

О потребности исследования общественного мнения в новой реальности

«Весь наш опыт показывает, что в те моменты, когда возникают трудности социального, политического или экономического характера, у лиц, принимающих решения, снижается уверенность в эффективности принимаемых решений, возникает дефицит понимания происходящего. Такое было в 1990-е, когда люди, принимавшие решения не понимали, что происходит за окнами их кабинетов. Наши опросы помогали понять это. Так же было и в пандемию: никто не понимал, как люди реагируют на нее. Меры борьбы с пандемией привели тогда к тому, что изменения коснулись тотально всех. То, что происходит сейчас, радикально отличается от пандемии. Но нынешнее тоже непонятно, прогнозирование и планирование будущего сильно затруднены. Поэтому наша информация будет очень нужна. Мы будем работать, но что мы будем видеть сквозь призму наших исследований – один только Господь знает».

О соотношении телефонных опросов и исследований face-to-face в портфеле ФОМа

«Большинство наших опросов – face-to-face. Но и объемы так называемых телефонников постепенно увеличиваются. Ежедневно мы опрашиваем по телефону 300 человек – это по всей России. Мы ставим блоки вопросов и длительность исследования в зависимости от пожеланий заказчика и необходимого объема выборки. Стандарт – три дня обзвона, это 900 человек. Если нужно побольше, со скринингом, можем поставить обзвон на неделю – будет уже 2100 человек. Мы можем вставлять, вынимать и сочетать блоки вопросов. Это такой гибкий вариант.

О панелях и выборках

«В последние годы сформировался тренд, мода на панели для онлайн-опросов. Постепенно у нас, как на Западе, будут появляться большие базы респондентов. Но это панели для коммерческих исследований, для решения маркетинговых задач. Когда говорят, что панель – миллион человек, то это не значит, что выборка из нее репрезентирует что-то. Во всем мире принято, что чем больше панель, тем лучше. Есть панели и по 50, и по 100 миллионов. Для понимания социальных процессов требования к выборке намного выше, чем в маркетинговых исследованиях. Нужно приложить усилия, чтобы делать правдоподобные выводы о большой совокупности на небольших выборках. Социологическая панель требует большого ухода, но она дает очень качественный и интересный результат.

О незаменимости полевых исследований

«Панель Малого Бизнеса пополняется из всех опросов, что мы проводим, и происходит это очень медленно. То есть для самого существования социологических панелей проведение больших объемов обычных опросов является необходимым условием. Эти панели требуют очень большого ухода, и при всей их полезности они – только дополнительный инструмент, а не замена полевых исследований. Наши телефонные опросы и личные интервью как были, так и останутся. Пускай растут все цветы! Я за наши цветы спокоен. Все виды исследований, что мы делаем, будут актуальны. Пускай и без такой помпы, публичного резонанса, как раньше, когда мы были кем-то вроде шаманов, которые если не вызывают дождь, то, по крайней мере, знают, когда этот дождь пойдет. Наша работа нужна по делу. Поэтому я в ней уверен. Опросы населения в нашей работе были, есть и будут».

О потери ценности опросов в массовом сознании

«А вот у населения доверия к опросам все меньше. Эволюция нашей цивилизации ведет к тому, что какие-то ценности девальвируются. Опросы как ценность усилиями в том числе наших американских «партнеров» начиная с 2016 года полностью обесценены. Поэтому кажется, что доверие к опросам снижается. Снижается доверие на уровне публики – она видит опрос и думает: «Правда это или нет? Скорее нет, мной пытаются манипулировать». Вот как публика думает. Но дело в том, что наши опросы нужны не столько публике, сколько системе управления на разных ее уровнях».

О важности качественного подхода в исследованиях

«Весь свет клином на репрезентирующих выборках не сошелся. Сейчас мы выпустили Доклад-2021 «Уроки пандемического кризиса для малого бизнеса». Он основан на качественных исследованиях, и мы делали их вместе с вами, многие знают про этот Доклад. Мы проводили круглые столы с предпринимателями, такие фокус-группы с коммуникабельными экспертами-предпринимателями (мы их назвали «КЭП-сессии»). В рамках этого исследования мы пока не дошли до выявления региональной специфики, но делаем потенциальным заказчикам такие предложения. Например, сейчас Сбербанк думает, хочет ли он такое исследование, в котором в каждом регионе такие КЭП-сессии проводятся по одному гайду и сценарию. Рано или поздно и здесь появятся интересные и, надеемся, масштабные проекты».

Об угрозе вытеснения опросов большими данными

Александр Ослон начинал свою научную деятельность в лаборатории Института проблем управления АН СССР. Там же работали Ефим и Елена Галицкие, начальники отдела обработки и анализа данных ФОМа. Под непосредственным руководством Эммануила Бравермана и Ильи Мучника, основоположников кибернетики в СССР, в лаборатории были разработаны первые алгоритмы распознавания образов, до сих пор широко используемые в машинном обучении во всем мире.  

«Большие данные, или big data, – это явление, которое только кажется очень новым. Я с 70-х занимаюсь анализом данных*. Методы, которые используются сейчас для машинного обучения и работой с big data, были придуманы еще тогда, просто названия «обучение с учителями», «без учителей», «распознавание образов» остались в прошлом. Принципиально новое только одно – радикально больше возможностей по памяти и быстродействию. Хотя возможности появляются большие, никакого влияния на нашу существующую работу это не оказывает и долго не будет оказывать. Мода, как все новое, приходит, а потом нормализуется. И на смену big data тоже придет новая мода».

О возможном использовании больших данных в исследованиях ФОМа

Mail.ru Group – прежнее название одной из крупнейших российских IT-компаний VK. Она объединяет в себе более 200 проектов в сферах развлечений, образования, здоровья и медиа в одну экосистему и под одним брендом. 

«В 2018 году у нас был большой Проект Здрав.ФОМ, когда мы собирали коллекцию открытий и событий в здравоохранении. Мы старались рассказать об этом большим аудиториям, но только тем, которым это могло бы быть интересно. Кому это может быть интересно? Это можно узнать с помощью больших данных. С нашим Партнером Mail.ru* мы апробировали его метод таргетированной доставки информации и поняли, что он годится для рекламы, а для наших целей был слишком грубым. Конечно, никто не мешает нам использовать большие данные, можно идти по этому пути и совершенствовать его, но это еще впереди».

О том, как будет развиваться ситуация в мире в ближайшие пять лет

«У нас часть Проекта коронаФОМ была посвящена антихрупкости бизнеса – разговорам с предпринимателями, которые в новой трудной обстановке нашли новые возможности. Они не просто адаптировались – они выросли и добились большего, чем раньше. Они стали меньше спать и есть, стали больше думать и нашли путь. Думаю, система антихрупких предпринимателей станет в ближайшие пять лет очень популярным «видом спорта». И мы увидим много неожиданных ходов и решений по импортозамещению, возникновению новых вещей, которые мы не можем предвидеть, по взаимодействию с теми странами, которые раньше считали «вторым кругом». Закрытие возможностей означает появление новых. Эти пять лет будут очень интересны своими сюрпризами».

***

В завершение видесообщения с гостями руководитель ФОМ пожелал всем успехов и выразил уверенность в будущем: 

«Что касается нашей работы, мы постоянно ищем новые вещи и всегда их искали. Думаю, мы и сами себе преподнесем сюрприз, что-нибудь важное найдем, новое во взаимодействии с Партнерами, в подходах к решению разных раздач, да и в самих задачах. Ах сколько же открытий чудных сулит нам санкций дух! Успехов нам в нашей работе! Будьте здоровы и счастливы!»

Александр Ослон

Раннее публиковавшиеся тезисы Александра Ослона:

ЗАПИСАЛ МАКСИМ ЧЕПУРНЫХ. ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ