Последствия для опросной индустрии
Главной новостью начавшегося года стала смена Правительства. Первым опубликованным кадровым решением Михаила Мишустина на посту премьер-министра стало назначение на должность руководителя Федеральной налоговой службы его бывшего заместителя Даниила Егорова. Команда Поле.ФОМ уже писала о российских налоговиках. Самая первая публикация в нашей Газете начиналась с новости об избрании Мишустина вице-президентом Форума по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития – авторитетной международной организации, объединяющей самые экономически развитые страны мира. Это назначение мы связывали с феноменальными в мировом масштабе успехами в процессе интенсивного обеления российской экономики. Новый глава ФНС обещает продолжить курс на обеление.
Мы собрали высказывания самого Даниила Егорова, цитаты из его интервью, публичных выступлений, проливающие свет на то, откуда идут новые тренды в налоговом администрировании и какие фундаментальные изменения в способах ведения бизнеса это порождает.
Комментируя назначение Даниила Егорова портал «Вести» (Россия-1) упоминает, что до этого он курировал в налоговой службе проверки бизнеса, внедрение ключевых технологий и новых методов контроля (здесь и ниже жирный или красный мои. — Р.Б.).
Новый руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров обозначил основные приоритеты в работе ведомства. По его словам, главное для налоговиков — обелить рынок и сделать уплату налога неизбежной, но при этом максимально комфортной.
Подробнее о подходе нового главы ФНС к обелению пишет деловая газета «Ведомости». Интервью Даниила Егорова этому изданию широко цитировалось многими российскими СМИ.
Свой подход [Егоров называет] моделированием поведения налогоплательщика. «Сначала оцениваешь, кто попадает под регулирование, сколько налогоплательщиков, потом смотришь, соответствует ли предлагаемое регулирование логике их поведения, если соответствует, начинаешь его тестировать на ограниченной группе, чтобы проверить, рабочая модель или нет, — сказал он "Ведомостям". — И, постоянно обновляя модель, внедряешь ее так, чтобы не ударить по рынку, но при этом компании начали отказываться от нелегальных схем. Ключевое — не собрать больше налогов, а обелить рынок, сделать налогоплательщика законопослушным и создать удобную модель».
Вспомним здесь мнение Ирины Муратовой (Партнер ФОМ в Красноярском крае), высказанное в интервью нашему изданию, о том, что налоговой службе с трудом удается моделировать поведение участников опросной индустрии:
«Наш бизнес реже попадает в выборки, потому что они не очень понимают, куда нас определить: то ли к рекламщикам, то ли еще к кому-то».
С учетом декларируемого новым главой ФНС подхода эти трудности с отнесением опросных компаний к той или иной категории выступают для индустрии, скорее, потенциальной угрозой, нежели успокаивающим фактором. Ведь если исследовательский центр отнесут к более распространенной категории для которой уже внедрена работающая модель (например, к тем же рекламщикам), а компания в эту модель принципиально не вписывается, то такое несовпадение будет с большой долей вероятности квалифицировано как нарушение. Возможно, для игроков рынка и отраслевых ассоциаций это повод задуматься над созданием собственной модели типичного экономического поведения законопослушного игрока опросной индустрии. С тем, чтобы в инициативном порядке представить эту модель в ФНС, не дожидаясь, когда исследовательские компании росчерком пера будут отнесены к какой-нибудь более крупной или смежной категории и заверстаны в «рабочую модель».
Повествуя о новом руководителе ФНС, радио Business FM тоже сделало акцент на достижениях Даниила Егорова в деле обеления рынка, вспомнив при этом о самом громком кейсе — обелении индустрии клининговых услуг (услуг по уборке помещений), где заняты миллионы человек.
Благодаря автоматизированной системе в первую очередь и идет процесс обеления, когда компании начинают платить налоги. В том числе начал выходить из тени один из самых серых секторов российского бизнеса — клиниговые услуги, то есть мир, где трудятся мигранты-уборщики, где налоги еще недавно платить было не принято. Вот как о новом начальнике ФНС отзывается генеральный директор Ассоциации клининговых и фасилити-операторов Андрей Драгунов.
«Мы работаем по нашему проекту обеления именно с ним. По поводу технократа не знаю, но мощный, молодой, образованный, целеустремленный, сильный руководитель. ФНС вообще в корне, наверное, отличается от разных ведомств. С кем бы я там ни общался, все на уровне люди».
В том же материале Business FM приводит выдержку из выступления Даниила Егорова на съезде Ассоциации российских банков в 2018 году, отмечая, что это важные слова для бизнеса о том, что компании и налоговая должны достичь компромисса.
«Мы понимаем, что главная модель разных KPI, когда у налогоплательщика задача иметь низкую эффективную налоговую ставку, а наша задача доначислить им как можно больше налогов, в основе этой системы лежать не может. Нам необходимо вырабатывать единый KPI. Отсутствие премий и штрафов — это как бантик».
Мы внимательно просмотрели цитировавшиеся в СМИ видео, выложенные на Youtube, и обнаружили вещи, проливающие свет на природу произошедших в последние годы изменений в деловом климате и практиках ведения бизнеса.
На том же съезде Ассоциации российских банков в 2018 году Даниил Егоров, в частности, заявил:
Система налогового мониторинга позволяет нам представлять налогоплательщику наше мотивированное мнение по сделкам, которые он еще даже не заключил.
В моих многочисленных беседах с Партнерами год назад по поводу запущенного ФОМом проекта РПР часто звучала апелляция к свободе договора как одному из основополагающих принципов гражданского права. И вот ответ цифровой эпохи, где на больших данных всё подвергается моделированию: у ФНС есть мотивированное мнение по сделкам, которые налогоплательщик еще даже не заключил. И теперь, судя по всему, никогда уже не заключит.
На другом важном мероприятии — на ставшим вехой на пути обеления клининговой отрасли Форуме «Оздоровление и перспективы развития отрасли» — Даниил Егоров также сделал несколько программных заявлений. Вот как об этом пишет сайт ФНС:
Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров рассказал о ходе реализации проекта Налоговой службы по обелению данной отрасли.
В своем выступлении он разъяснил принципы работы инструментария выявления и доказывания схем ухода от уплаты налогов, а также отметил необходимость пересмотра понятия «должной осмотрительности» для заказчиков. Если ранее оно включало только формальный сбор документов поставщика перед заключением договора, то теперь предпринимателям необходимо анализировать фактические обстоятельства, связанные с организацией и функционированием бизнеса контрагентов.
Выступавший на том же Форуме глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин так обрисовал исторический контекст, в котором проходило само мероприятие и звучали все эти тезисы:
«В феврале месяце [2018 года], когда на площадке съезда Российского союза промышленников и предпринимателей была закрытая встреча с членами бюро и рядом членов Правления РСПП у Президента России, я сформулировал такую задачу, как необходимость ускоренных мер по обелению российской экономики. И, в частности, речь идет о том, что успехи в администрировании, в том числе налоговом, в цифровизации этих процессов приводят к том, что многие компании не только <…> хотят, но и вынуждены работать, что называется, «вбелую». <…> И тогда Владимир Владимирович сказал, что <…> нужны четкие критерии белизны бизнеса — нужно зафиксировать, что он входит в эту белую зону».
А вот прямая цитата из выступления Даниила Егорова, говорящая сама за себя:
Речь идет по сути о серьезном изменении наших взаимоотношений с бизнесом, когда мы начали внедрять довольно серьезные технологии big data (больших данных. — Р.Б.). <…> Мы уже начали довольно серьезные контрольные мероприятия по тем компаниям, которые нас не слышат.
Во многом предлагаемые ФНС меры направлены на борьбу со злоупотреблениями в ходе тендеров, когда побеждают компании предлагающие явно демпинговые цены. Участники клининговой отрасли называют это «тендерным рейдерством»: совершенно посторонний игрок, демпингуя, выигрывает долги, а потом продает победу добросовестному участнику рынка за 5% от суммы контракта. Эта проблема актуальна и для нашей индустрии. Для бюджета же опасность здесь заключается в том, что более низкая цена обеспечивается за счет т.н. «налоговых оптимизаций» — недоплат налогов. Вот, какие решения обозначил в своей речи Даниил Егоров:
Ситуация тендера складывается из двух составляющих. Первое. У нас введены нормы по злоупотреблению правом. Это ст. 54.1 Налогового кодекса, пункт второй которой требует, чтобы тот, кто оказывает тебе услугу, ее реально оказывал. И эта функция — на заказчике. Он должен оценивать, что эта услуга действительно оказана его подрядчиком. Второе. Если заказчик — а он прекрасно понимает, какие объемы помещения каким количеством людей обслуживаются, и прекрасно понимает, за какую сумму возможно это сделать, скажем так, без «налоговой оптимизации» — [отдает заказ подрядчику, обязующемуся выполнить его по запредельно низкой цене], то мы к такому заказчику обязательно придем и будем очень серьезно с ним работать…
Иными словами, в цифровую эпоху, эпоху моделей, основанных на big data, налоговый орган выдвигает к заказчику совершенно новые требования в плане «осмотрительности». В случае чего, придут к заказчику. Как обычно, в первую очередь изменения затрагивают крупные компании (как раз заказчиков), имеющих возможности отследить и почувствовать на себе новые тренды. Внедряемые крупными игроками вдогонку этим требованиям новые процедуры взаимодействия со своими Партнерами, кажущиеся в первое время радикальным нарушением десятилетиями складывавшихся «обычаев делового оборота», оказываются в итоге не чем иным, как предвестниками новых обычаев, которые плавно заменят прежние и будут для нас само собой разумеющимися в следующие двадцать лет.
Статьи
В 2018 году ФОМ запустил проект РПР. Эта аббревиатура допускает многообразие расшифровок и трактовок, и все они в определенной степени верно отражают суть проекта: развитие, реформ...
Коротко
На следующий год минфин и налоговики обещают «прийти за всеми» нарушителями