• Книжное обозрение

Пополнение библиотеки Поле.ФОМ

Сборник социологических баек, монография о фрилансерах и пособие для бизнеса по выживанию в трудные времена

qr-code
Пополнение библиотеки Поле.ФОМ

На виртуальных полках библиотеки Поле.ФОМ - пополнение. В прошлый раз мы делились результатами работы ФОМ, но в этот раз хотим рассказать о книгах, выпущенных нашими коллегами-исследователями. Первая книга - памятник ранней эпохи социологии в России -  написана членами Ассоциации исследовательских компаний "Группа 7/89". Вторая - антология исследований фрилансеров - создана, благодаря труду исследователей из Вышей Школы Экономики. Третья книга -- очередной ежегодный Доклад по малому бизнесу -- результат тесной коллаборации исследователей из ФОМа с нашими коллегами и Партнерами из 22 регионов.

«А вы точно социологи? Нетолерантные истории о становлении социологии в регионах России» – сборник рассказов руководителей и сотрудников более чем 40 российских исследовательских компаний о забавных случаях из профессиональной практики. Изначальная идея этой книги – сохранить социологические байки коллег-исследователей в форме антологии. «А вы точно социологи?» бросает вызов стереотипному восприятию социологии как скучной науки, показывая ее творческую и непредсказуемую сторону. По словам автора-составителя Александра Романовича, в результате работы над книгой ее функции приумножились: «А вы точно социологи?» не только рассказывает о забавных случаях из практики, но и фиксирует историю развития социологии и российского общества. В повествовании редко используются специфические термины и практические советы по проведению исследований, поэтому ее легко читать тем, кто раннее не занимался социологией или только думает о том, чтобы посвятить себя исследовательскому ремеслу.  

Монография «Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости» Дениса Стребкова и Андрея Шевчука, старших научных сотрудников ВШЭ, рассказывает о мире свободной занятости и удаленной работы. Героев книги, фрилансеров, авторы начали изучать совместно со студентами и научными сотрудниками ВШЭ в 2005 году, но идея выпустить книгу возникла только через 12 лет в рамках цикла публичных лекций «Мифы российского общества». Во время выступления на мероприятии авторы назвали 13 основных мифов о фрилансерах и опровергли их, используя свои данные. Книга была задумана как способ «увековечить» собранные исследования и окончательно развенчать эти мифы.  

В основу «Что мы знаем о фрилансерах?» легли три сотни интервью и результаты четырех опросов, проведенных при поддержке маркетплейса freelance.ru – платформы для поиска удаленной работы (со стороны фрилансеров) или удаленных исполнителей (со стороны заказчиков) в России и странах СНГ. Развенчанию каждого из 13 мифов о фрилансерах посвящена отдельная глава книги. Например, на миф о том, что во фрилансе работают только молодые мужчины, авторы отвечают результатами исследования демографии фрилансеров: по сравнению с ранними исследованиями, теперь во фриланс приходят люди старшего возраста, а соотношение мужчин и женщин в сфере удаленной «портфельной» деятельности приближается к показателям традиционных форм занятости. 

Денис Стребков, к которому мы обратились с просьбой рассказать о книге, отметил, что она написана в научно-популярном стиле, поэтому ее будет легко читать не только социологам, но и тем, кто не знаком с академическими канонами, но интересуется информацией о фрилансерах 

«Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» – книга, основанная на результатах исследования малого бизнеса в поздний период пандемии. Ее авторы – команда исследователей из ФОМа и компаний-партнеров, которая годом ранее подготовила доклад «Краш-тест малого бизнеса». Если в «Краш-тесте» авторы зафиксировали положение малого бизнеса в период первой волны пандемии, то в «Уроках» они описывают «новую норму» – переходный период между доковидной и постковидной действительностью.   

Основой для книги стало комплексное социологическое исследование, в основу которого легли опрос предпринимателей из Панели Малого Бизнеса и КЭП-сессий*.  

*КЭПы (Коммуникабельные Эксперты-Предприниматели) – особая группа предпринимателей, которая склонна к наблюдениям, анализу и рассуждениям, обладает опытом в ведении бизнеса и готова к дискуссии и участию в групповых работах. Работа с КЭПами происходит в формате КЭП-сессий, или «коммуникационных площадок», где исследователи и КЭПы обсуждают заранее сформулированные вопросы в узком кругу (3–5 участников). Обязательным условием для участия в таких сессиях являются предварительные содержательные материалы, предоставляемые КЭПам – с их помощью эксперты-предприниматели готовятся, продумывают свои оценки, позиции и тезисы для предстоящей встречи. КЭП-сессии модерируют исследователи, готовые к работе с КЭПами на равных. 

В книге – три раздела. Первый посвящен трансформациям в сознании предпринимателей и переходу от стратегии сохранения предыдущей модели бизнеса к стратегии создания «новой модели». Во втором разделе на конкретных примерах показаны изменения, произошедшие в бизнесе за полтора года пандемии, включая изменения в потребительском поведении, HR-практиках, конкурентной среде. Из третьего раздела читатели узнают о концентрированном, отрефлексированном и доведенном до формулы опыте, который предприниматели извлекли за этот период. 

«Уроки (пандемического) кризиса для малого бизнеса» на примере пандемии показывают, чем для малого бизнеса заканчиваются радикальные изменения привычного уклада жизни и социальные потрясения. В этой книге описывается специфический период, который невозможно охватить в полной мере с позиции философа, менеджера-функционера или предпринимателя. Поэтому эта книга не нацелена на конкретную аудиторию. Бо́льшую пользу она принесет тем, кто умеет мыслить практически, но при этом задается вопросами о сущности предпринимательства и его философской составляющей. 

*** 

Создание текстов – неотъемлемая часть исследовательской профессии. Аналитические и научные статьи, отчеты об исследованиях, очерки, заметки, книги и монографии, – мы будем рады видеть ваши тексты или работы ваших коллег и сотрудников на страницах Поле.ФОМ. Пишите нам (pole@fom.ru). 

Раннее на эту тему:

МАКСИМ ЧЕПУРНЫХ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0

Подпишитесь, чтобы получать лучшие статьи на почту

Нажимая кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных и Политикой конфиденциальности

© 2024 ФОМ